Законы драконта текст

Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта. Развитие законодательства. Законы Солона

Законы драконта текст

Афинское право сложилось в значительной степени на основании традиций, правовых обычаев и только потом уже законодательства. Законы далеко не охватывали все области имущественных или межличностных отношений. Поэтому специально предусматривалось, что «вопросы, относительно которых нет законов, следует разрешать по соображениям наибольшей справедливости».

Сведений о древнейших афинских законах не сохранилось. Знаменитый судебный оратор IV в. до н. э. Демосфен в одной из речей упомянул о законах легендарного правителя Тесея, которые якобы были выбиты на камне. Однако если какие-то изустные постановления в архаический и даже еще додорийский период и существовали, они касались только религиозных вопросов: празднеств, обрядов и т. п.

Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н. э.

) были посвящены главным образом новой организации суда, наказаниям за разные нарушения священного и общественного уклада; в социально-правовом смысле они стремились сдержать распространение имущественного неравенства – и в этом отношении вполне походили на законы первых древневосточных правителей. Законы эти отменили любые привилегии, в том числе родовой знати, в сфере уголовного наказания.

Практически за любое преступление, за любую в частности кражу, даже кражу овощей с огорода, Драконт предписал казнить смертью. Предусматривалось наказание за убийство раба.

«Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего»*. Только за посягательства на неприкосновенность личности мог быть назначен штраф.

Преступление было нанесением обиды не только самому потерпевшему, но и всему его роду – поэтому жалобы в суд могли подавать как потерпевшие, так и их родственники.

Законы предусматривали возможность примирения преступника с родными убитого или с тем, кому был причинен ущерб; из этой возможности появляется компенсация, устанавливаемая по соглашению сторон (или в скоте, или в деньгах), – весьма своеобразный институт догосударственного афинского права.

По преданию, законы Драконта (за исключением тех, что были посвящены наказаниям за убийства и тяжкие преступления) были отменены Солоном в начале VI в. до н. э., который сам, в свою очередь, составил новое обширное законодательство, посвященное уже очень многим вопросам жизни афинского общества.

Законы Солона (после 594 г. до н. э.), по-видимому, были записью не только обычного права и религиозных постановлений, но и перенесением в Афины некоторых законов других греческих полисов и даже Египта.

Законы были выбиты на деревянных досках (числом не менее 16-ти) и выставлены в пританее. По указанию законодателя, следоватьим афиняне должны были не менее ста лет (к IV в. до н. э.

по крайней мере уважительное отношение к этим законам еще сохранялось).

Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе. Запрещалось продавать из семьи дочерей и сестер, если только они не совершали нарушений против морали и семейных устоев.

Брак должен служить продолжению рода, деторождению, а не удовлетворению корыстных или иных недостойных стремлений. Поэтому вводились возрастные ограничения, особенно в тех случаях, когда женщины, воспользовавшись условным браком, стремились выйти из-под власти своих сыновей.

Запрещалось приносить мужу большое приданое (кроме личных вещей). Чтобы не заключались мнимые или фиктивные браки с дочерьми богатых родов только ради обогащения (по наследству), вводилось требование, обязывающее мужа «богатой сироты» к сожительству с нею.

Причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять официального сожителя из числа родственников супруга.

Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона.

Запрещалось дурно говорить об умершем, равно как и порочить живого – впредь это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами (в пользу как семьи потерпевшего, так и казны).

Вводились ограничения на излишние роскошества и вообще на проявления всякой нарочитости, нескромности (например, на излишние причитания женщин на похоронах – обычай, видимо, перешедший из Египта и крито-микенской культуры).

Прелюбодеяние в семье рассматривалось как преступление: мужу дозволялось убить застигнутого любовника жены. Однако как общественный институт гетеризм не преследовался, запрещалось только профессиональное сводничество. Тяжелый штраф полагался за изнасилование женщины, которое рассматривалось также как покушение не на личность, а на общественную мораль.

Законы содержали постановления, регулировавшие имущественные отношения в рамках соседского права. Были установлены взаимные обязательства сажать деревья на определенном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу. При копании ям, канав следовало отступать от соседнего владения на достаточное расстояние.

Пчельники одного хозяина от других должны были быть удалены не менее чем на 300 футов. Чтобы предотвратить взаимные обманы и споры граждан, законом устанавливались предельные цены на жертвенных животных (также сходно с древневосточными законами).

Урегулировался порядок претензий в случае нападения домашних животных на человека.

Солон впервые ввел в афинское право возможность завещания на свое имущество, «сделал имущество действительной собственностью владельца».

Однако это право было и существенно ограничено требованиями не быть под влиянием болезни, в удрученном состоянии или под воздействием женщин.

Здесь, в частности, выразилась та особенность древнего правового мировоззрения, согласно которой нет особой разницы между убеждением, вредным по последствиям, и нарочитым обманом или принуждением: главное – реальный вред для человека и семьи.

К содержанию  Всеобщая история государства и права

История государства и права зарубежных стран 

История государства и права   Теория права    История русского права

Конституции и законодательные акты буржуазных государств

Гражданское и торговое право

Теория государства и права   Теория государства и права    Теория государства и права

“Основы права” (под редакцией Крыловой)

История государства и права России

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. “РУССКАЯ ПРАВДА” – ПАМЯТНИК ПРАВА ПЕРИОДА РАННЕФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ

Источник: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-2/82.htm

История Древней Греции

Законы драконта текст

О законодательстве Драконта нам известно очень мало.

Глава «Афинской политии» Аристотеля, посвященная изложению государственных преобразований Драконта, по-видимому, представляет собой позднейшую вставку, которая, возможно, была обусловлена стремлением сторонников олигархического строя позднейшего времени подкрепить свою политическую программу авторитетом древности. Сам Аристотель в другом своем произведении — «Политике» — пишет, что законы Драконта представляли собой лишь простую запись хранившихся до того времени в устной традиции древних норм — норм так называемого обычного права.

Одна из афинских надписей конца V в. до н. э., воспроизводящая часть текста этих законов, вполне подтверждает это свидетельство.

В частности, в ней приводятся процессуальные правила об ответственности сородичей убийцы за совершенное им преступление, которые вне всякого сомнения восходят к очень древнему времени.

Таким образом, законы Драконта, по всем данным, явились первой записью афинских законодательных обычаев.

В этом отношении весьма характерно, что античные писатели называют законы Драконта не «законы», а, в буквальном переводе – «обычаи».

Такая запись законодательных обычаев, очевидно, была призвана ограничить произвол судей-аристократов, толковавших устную традицию в своих узкоэгоистических интересах.

С этой точки зрения запись законов несомненно отвечала стремлениям демоса и, надо думать, была осуществлена не без борьбы и серьезного нажима на аристократию со стороны последнего.

Насколько можно судить о содержании этих законов на основании упоминавшейся афинской надписи конца V в. до н. э. и свидетельств античных авторов более позднего времени, речь в них шла главным образом об уголовных преступлениях, о различных видах убийств, о кражах, о порядке ведения процессов и налагаемых за них наказаниях.

Законы Драконта славились своей суровостью и даже жестокостью (говорили, что они были писаны кровью). За всякое воровство, хотя бы незначительное, полагалась смертная казнь.

Законы Драконта о наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести. Преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого.

Для примирения с убийцей требовалось согласие ближайших родственников: сына, брата, двоюродного брата, зятя, тестя; при отсутствии близкой родни примирение могло состояться с согласия не менее десяти членов фратрии.

Ответственность за убийство нес только сам убийца, а не его род. К ответственности привлекалось и лицо, подстрекавшее к убийству и являвшееся, следовательно, косвенным убийцей.

В законах Драконта различаются также убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Особое место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же отнесены были убийства в результате несчастных случайностей, например на состязаниях.

Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью, причинение повреждений — изгнанием; в обоих случаях наказание сопровождалось конфискацией имущества.

Разбор дел о неумышленных убийствах поручен был специальной коллегии, состоявшей из 51 члена из числа родовой знати старше 50 лет. Наказанием за неумышленное убийство было изгнание (без конфискации имущества).

В случае примирения с родственниками убитого или, при их отсутствии, с членами его фратрии, убийца мог возвратиться из изгнания, при этом воспрещалось требование со стороны родственников убитого какого-либо выкупа.

Убийство в состоянии самообороны, под которое подводилась и защита имущества, наказанию не подлежало.

Для каждого вида убийств назначалось специальное место разбирательств: для дел об убийствах непредумышленных — в Палладии, для дел об убийствах умышленных — в ареопаге.

В особом месте производился суд над теми, кто, находясь в изгнании, совершил там новое убийство; подсудимый не мог в этом случае вступать на землю Аттики, а должен был находиться в лодке — суд же происходил на берегу моря близ Пирея.

Архаический характер носило судилище в здании пританея, где заседали филобасилеи (стоявшие во главе фил). Здесь разбирались дела о насильственной смерти, причиненной человеку животными или неодушевленными предметами. Если суд признавал их виновными, они выбрасывались за границы Аттики или топились в море.

С именем Драконта связаны также законы, касавшиеся поведения граждан. Один из таких законов налагал наказание за «бездеятельность» и праздную жизнь.

Законы Драконта, таким образом, явились первым писаным законодательством в Афинах.

Весьма симптоматична сказывающаяся в них, например в статьях, сурово карающих за кражу, тенденция защитить интересы частной собственности.

Сам факт записи древних правовых обычаев, в какой-то мере ограничивавший произвол судей-эвпатридов, следует расценивать как один из первых успехов демоса в его борьбе с господством родовой аристократии.

Источник: http://maxbooks.ru/greece/utovs91.htm

113-116 – Законы Солона – кратко – Русская историческая библиотека

Законы драконта текст

Солон принадлежал сам к сословию эвпатридов, но главным его занятием была торговля, которая заставила его посетить многие чужие страны, что его обогатило знаниями и жизненным опытом. По более поздним сведениям о нем, Солон уже успел оказать родному государству важные услуги (завоевание острова Саламина по его инициативе), когда в 594 г.

был избран первым архонтом (эпонимом) с полномочием установить мир между знатью и народом, для чего он должен был издать необходимые законы. Солон воспользовался этим поручением, чтобы совершенно преобразовать государство, и потому его реформа получила в высшей степени важное значение в истории Афин.

Первым делом законодателя было «снятие бремени» (сисахфия) с народа и земли, как было им названо уничтожение всех долговых обязательств с их последствиями.

Все долги были отменены; залоговые камни, бременившие земельные участки геоморов, были сняты; все, кто только находился в рабстве из-за сделанного долга, были освобождены, и впредь было запрещено заимодавцам обращать в рабство своих должников.

Это была, конечно, радикальная революционная мера, но она одна оказалась способною положить конец все «более и более усиливавшемуся закрепощению народа. Единомышленники Солона требовали даже нового передела всей поземельной собственности, но так далеко сам он не хотел идти.

Оставив, далее, в силе уголовные законы Драконта, Солон занялся реформами в гражданском праве, дозволив гражданам, например, совершать духовные завещания, – указание на то, что в это время принцип родовой или семейной собственности пришел в Аттике в упадок, так как право завещать свое имущество по усмотрению предполагает существование чисто личной собственности.

В тяжбах об имуществах можно было жаловаться (апеллировать) на приговоры должностных лиц так называемой гелиэе, собранию присяжных, которые выбирались по жребию из всех граждан свыше 30 лет от роду. Солон произвел в Афинах и денежную реформу. В VI в. в Аттике была в ходу монета, которою пользовались ближайшие соседи Афин, Эгина и Мегара, но Солон заменил ее другою, более распространенною монетною единицею Халкиды и Коринфа, что облегчило торговые сношения Афин с другими государствами Греции[1].

Солон

114. Разделение граждан на классы

Солон ввел в Афинах новое деление граждан на классы, положив в его основу имущественный ценз, т.е. количество дохода, получаемого с имущества (но только с недвижимого).

Этих классов было четыре: пентакосиомедимны, самые богатые граждане, имевшие не менее пятисот медимнов ячменя (либо вина и оливкового масла) годового дохода; гиппеи, т.е. всадники, доходы которых равнялись тремстам медимнов; зевгиты, т.е.

упряжники, получавшие не менее двухсот медимнов, и феты, доход коих был меньше этой цифры. (Всадники назывались так по тому, что могли являться на войну с лошадью, упряжники же получили свое название от того, что имели по паре мулов для вспахивания поля).

Между этими классами были распределены права и обязанности, а именно более богатые имели большие права, но и несли более тяжелые повинности. Главные должности в государстве были доступны лишь пентакосиомедимнам, феты же могли только принимать участие в народном собрании.

Зато на первый класс возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств и т. д., кроме личной службы в войске в хорошем вооружении и на конях, тогда как люди четвертого класса выходили на войну легко вооруженными (со щитом, луком и стрелами) или делались гребцами на военных судах.

(Лица второго класса являлись в войско на своих конях и во «всеоружии» – в шлеме, латах, поножах, со щитом и копьем; лица третьего участвовали в тяжеловооруженной пехоте, т.е. служили гоплитами и тоже в полном вооружении). Такое распределение прав между гражданами не было ни аристократией, ни демократией и получило потому особое название тимократии[2].

115. Государственное устройство Афин при Солоне

Солон преобразовал и государственное устройство Афин. Во главе правления были оставлены девять архонтов, но они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого класса и всем народом, которому и отдавали отчет в своем правлении.

Рядом с ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый совет четырехсот, или буле (βουλή).

Члены его выбирались на год по старым филам, по ста от каждой филы и притом лишь из граждан трех первых классов, хотя фактически попадали в буле только граждане первых двух классов.

Совет сделался главным правительственными учреждением, так как он заведовал доходами и расходами государства, сносился с иностранными правительствами, предварительно рассматривал все правительственные мероприятия и т. п. Солону приписывали слова, по которым ареопаг и буле должны были быть двумя якорями афинского государства для охраны его от бурь.

Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в вече (экклесии), которое избирало всех должностных лиц, решало все важнейшие дела (например, о войне и мире) и принимало постановления законодательного характера, но только под высшим надзором ареопага, который мог отменять все, что, по его мнению, противоречило законам и было опасно для государства. Должностные лица были ответственны перед гелиэей.

Голова афинского куроса (мужской статуи) времён Солона

116. Отношение народа к законам Солона

Реформа Солона раздражила эвпатридов, но не вполне удовлетворила и народ. В сущности за старою знатью она все-таки оставляла большое значение.

Первый класс состоял исключительно из эвпатридов, которые притом остались полными господами в старых филах и фратриях, где за знатными родами сохранилось их прежнее религиозное значение и в то же время продолжали решаться все второстепенные дела, в большинстве случаев бывшие, однако, очень важными для отдельных простолюдинов.

С другой стороны, в народе было много недовольных тем, что Солон не уравнял поземельной собственности, как на то многие рассчитывали.

Наконец, сисахфия уничтожила старые долговые обязательства, и прежние законы о долгах были изменены в благоприятном для должников смысле, но прежние экономические условия, порождавшие необходимость входить в долги и платить большие проценты, оставались в силе и на будущее время. Вот почему народное брожение продолжалось и после реформы, произведенной Солоном. Исходом из такого состояния явилось установление в Афинах тирании, как это делалось в то же самое время и в других городах Греции.

[1] Одна монетная система называлась эгинской, – другая – эвбейской; сто эвбейских драхм равнялось семидесяти трем эгинским. [2] От греческого слова тимос – ценз.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutanc/547-113-116-zakony-solona

Всемирная история в лицах

Законы драконта текст

Создателем Афинского государства считают легендарного Тесея (XIII в. до н. э.). При нем произошло объединение двенадцати обособленных поселений с центром в Афинах. Тесей разделил всех граждан на эвпатридов (родовая знать), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников).

Нельзя не вспомнить о том, что в марксистской теории важное место занимает понятие «общественное разделение труда», каковое происходило на протяжении дописьменного периода в истории человечества.

Выделение земледельческого, ремесленного и управленческого видов деятельности было важнейшей вехой в последовательно развивавшемся процессе общественного разделения труда.

В древних Афинах только эвпатриды имели исключительное право на замещение должностей.

Между эвпатридами (или родовой знатью) и остальным демосом, народом (земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки), происходила постоянная борьба.

Военными и судебными делами в Афинах руководила ежегодно избираемая коллегия архонтов. Совет старейших превратился в ареопаг. В руководящих органах господствовали эвпатриды.

В 30-х гг. VII в. до н. э. в древних Афинах шла ожесточенная политическая борьба между простыми согражданами и аристократами. Попытка государственного переворота, предпринятая победителем Олимпийских игр Килоном, не удалась. Социальные отношения требовали четкого регулирования.

Одному из архонтов, Драконту (или Дракону), было поручено оценить действовавшее обычное право и предложить первые писаные законы. Что и было им сделано в 621 г. до н. э. Результат кодификации, проведенной афинским архонтом, иногда называют драконтовской конституцией.

Драконт, как бы сказала современная молодежь, не стал сильно заморачиваться. За все преступления предусматривалось одно наказание — смертная казнь.

«Даже незначительные проступки заслуживают этого наказания, а для более серьезных я не мог придумать ничего большего», — якобы сказал Драконт в ответ на критику чрезмерной суровости его законов.

«Законы Драконта написаны кровью», — считали многие греки.

Драконт черпал свое вдохновение в древнем устном традиционном праве, многие позиции которого определялись принципом «нет человека, нет проблемы». Особенно в тех случаях, когда этот человек мешает жить всем остальным.

Эти чрезвычайно жестокие и пока еще очень примитивные законы имели немаловажное историческое значение. Историки считают, что законы Драконта символизировали победу формирующегося полиса над сохранявшимися элементами родового строя.

Законодательство Драконта было направлено на устранение кровной мести, устанавливало определенный порядок в имущественных и общественных отношениях. Следует отметить, что по драконтовской конституции преднамеренное убийство различается с непреднамеренным.

За первое предусматривалась смертная казнь, за второе — изгнание. При этом Драконт допускал возможность примирения с ближайшими родственниками убитого. При отсутствии родственников примирение могло состояться с фратрией, к которой принадлежал убитый.

Убийство раба наказывалось наравне с убийством свободного гражданина. С убийцей запрещалось дурно обращаться.

Политические права в соответствии с законодательством принадлежали тем, кто имел оружие. Вооруженные граждане выбирали архонтов и казначеев из лиц, имевших определенный размер имущества, которое не было обременено долгами. На остальные должности избирались граждане, имевшие оружие, но не располагавшие установленным имущественным цензом.

Ареопаг в Афинах должен был включать в себя 401 человека. Это были граждане, избранные по жребию. Члены ареопага и другие должностные лица не должны были быть моложе тридцати лет.

Одно и то же лицо не могло занимать должность вторично, прежде чем очередь обойдет всех. Ареопаг считался стражем закона. В ареопаг граждане обращались с жалобой с указанием закона, нарушенного по отношению к данному гражданину.

За пропуск заседаний ареопага или народного собрания полагался штраф. Такова была «драконтова полития».

Фразы «драконовские меры» и «драконовские законы» стали крылатыми. Эти выражения указывают на очевидную суровость предпринимаемых мер или устанавливаемых законов, но степень их осуждения перевешивает понимание их необходимости.

Законы Дракона были шагом вперед в развитии древнегреческого права. Обычное, традиционное право трактовалось аристократами в свою пользу. Писаные правила впервые вводили определенные ограничения, пределы произволу.

«Что написано пером, того не вырубишь топором», — говорили много позже на Руси. Можно предположить, что с драконовских законов начинает формироваться фундаментальное по своей значимости утверждение, которое римляне формулировали так: «Dura lex, sed lex» («Закон суров, но это закон»).

Не случайно имя Драконта еще в глубокой древности упоминалось с почтением, а сам он вошел в число лучших законодателей.

Источник: http://redstory.ru/world/story/32.html

Становление и развитие права древней греции

Законы драконта текст

Источники права.

Первоначально основными источниками древнегреческого права являлись обычаи, формировавшиеся в каждом полисе-государстве. В процессе становления государственности многие старые обычаи, получая новое толкование, были санкционированы и включены в правовую систему древнегреческих государств.

С VII века до н.э. основным источником права в Древней Греции стал закон — нормативный правовой акт, принимавшийся соответствующим органом государственной власти.

В Афинах к древнейшим законодательным актам относятся Законы Драконта 621 г. до н.э., текст которых не дошел до нашего времени, но известно, что в них закреплялись чрезвычайно жесткие уголовные наказания. Дальнейшее развитие законодательство Афин получило в Законах Солона 594 г. до н.э.

, в которых нашли отражение нормы, регулирующие деятельность государственного аппарата, гражданско-правовые отношения, правовой статус афинских граждан.

В дальнейшем, в процессе развития афинской демократии, широкое распространение получила практика законодательной деятельности народного собрания.

Особенностью источников права Спартанского государства был неписаный характер законодательства. Такой порядок закрепился в процессе реформ Ликурга, который запретил спартанцам иметь писаные законы.

В Древней Греции происходило формирования норм и институтов гражданского права.

В Древних Афинах не было четкого представления о праве собственности. Однако полисное развитие государства предполагало наличие общественной и государственной собственности. Собственность на землю носила двоякий характер: с одной стороны, она принадлежала всей общине, а с другой — фактически отдельным гражданам.

По реформам Солона афинские граждане получили право свободно продавать, обменивать, закладывать и завещать земельные участки. Государство выступало гарантом права собственности, что подтверждалось ежегодным объявлением архонтами о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества.

В соответствии с афинским правом имущество делилось на «видимое» (земля, строения, рабы и т.д.) и «невидимое» (драгоценности, деньги).

Иное представление о собственности сложилось в Древней Спарте. Краеугольным положением реформ Ликурга была ликвидация частной собственности на землю.

Вся земля, которая была в государстве, была провозглашена государственной, разделена на 39 тыс. участков (клеров) и передана в пользование спартанцам и периэкам. Участки земли нельзя было продавать, завещать, дарить и т.

п. Они могли в любой момент быть переданы от одной семьи другой.

Важным элементом древнегреческого права являлось регулирование обязательственных отношений. Различались обязательства, возникающие из договоров и правонарушений.

Под договором греки понимали добровольное соглашение двух лиц. Однако в древнегреческом праве не было подробной классификации договоров, а также не определялись их существенные и дополнительные элементы.

Договоры заключались как в письменной, так и устной форме. Были предусмотрены обеспечительные гарантии выполнения договоров в виде задатка, залога или поручительства.

Наиболее популярными среди договоров были купля-продажа, наем, ссуда, заем, хранение.

Под обязательствами, возникающими вследствие правонарушений, понимались неумышленные действия определенного лица, причинившие вред либо лицу, либо его имуществу. Наказанием за них полагался штраф, размер которого определялся стоимостью поврежденного имущества, или тяжестью телесного повреждения.

В Древней Греции происходило становление норм и институтов семейного и наследственного права. Первоначально вопросы семьи и брака рассматривались как внутреннее дело семей и родов. Как правило, жизнедеятельность каждой семьи регулировалась традициями, обычаями и религиозными предписаниями, впоследствии — правовыми нормами.

Брак заключался на основании сговора родителей жениха и невесты, оформлялся в виде договора между женихом и отцом невесты, который фактически был договором купли-продажи, так как жених обязан был уплатить за невесту определенную сумму.

Если в Афинах безбрачие осуждалось морально, то в Спарте каждый спартанец обязан был состоять в браке и произвести здоровых детей. Поэтому выбор супруги являлся государственным делом.

Родители и старейшины, как правило, подбирали наиболее подходящую супругу. Бездетный брак — осуждался.

Если супруги не могли долго произвести потомство, то старейшины могли принять решение о расторжении брака и поиска наиболее подходящих партнеров для бездетных супругов.

Единственным полноправным членом семьи был муж и отец. Все остальные члены семьи должны были слушаться и оказывать ему почтение.

Отец мог отказаться от рожденного ребенка, который в таком случае становился рабом того, кто брал его на воспитание.

Положение жены и матери было приниженным, большая часть жизни замужней гречанки проходила на специальной половине дома, которая называлась гинекей.

Брак можно было расторгнуть. Если для мужчины процедура расторжения брака была свободной, то женщина могла требовать расторжения брака только через своего отца или архонта. В случае развода по вине мужа последний терял приданое.

Греки различали наследование по завещанию и по закону. Наследование по закону было древнейшей формой наследования.

К наследованию в первую очередь призывались сыновья умершего, во вторую очередь — братья умершего, в третью — дяди и двоюродные родственники.

Женщины призывались к наследованию в случае отсутствия мужских потомков. Дочерям предназначалось только обязательная доля в качестве приданого.

Наследование по завещанию появилось позже и имело ряд ограничений.

Во-первых, бывшие должностные лица могли завещать только после того как будет осуществлена проверка их деятельности на государственной должности.

Во-вторых, завещать могли только лица, не имеющие потомства мужского рода. Однако завещатель, если у него была дочь, должен был предусмотреть выделение ей обязательной доли для приданого.

Уголовное право Древней Греции было достаточно архаичным. В Афинском государстве выделялись несколько видов преступлений: против государства (государственная измена, внесение в народное собрание противозаконных предложений и т.д.

), против религии (оскорбление богов, кража храмового имущества и т.д.), против семьи (прелюбодеяние, плохое обращение детей с престарелыми родителями и т.д.), против личности (убийство, телесные повреждения и т.д.

), против собственности (кража, поджог и т.д.)

В афинском праве существовали несколько видов основных наказаний:

  • 1) бесчестье (атимия) — лишение политических прав, а в определенных случаях конфискация имущества. Подобному наказанию подвергались за преступления, совершенные против государства, а также граждане, имеющие и не выплачивающие долги перед государством, занимающиеся сутяжничеством и проституцией;
  • 2) смертная казнь с конфискацией имущества — применялась за умышленное убийство и государственную измену;
  • 3) изгнание с конфискацией имущества — за умышленное нанесение ран и увечий;
  • 4) продажа в рабство — за совершение грабежа и разбоя;
  • 5) лишение свободы, которое применялось крайне редко, как правило, на стадии предварительного следствия;
  • 6) телесные наказания имели место только в отношении рабов;
  • 7) прелюбодеяние жены наказывалось по усмотрению мужа.

Самым распространенным наказанием являлся штраф, который

применялся практически во всех остальных случаях. Размер штрафа определялся исходя из рыночной стоимости нанесенного ущерба и оценки пострадавшим морального вреда. В случае отсутствия согласия в отношении размера штрафа стороны прибегали к помощи суда и (или) посредников. Право допускало также саморасправу с преступником, застигнутым на месте преступления.

В Древней Греции происходило формирование норм и институтов процессуального права. Полноправными участниками судебного процесса могли быть только совершеннолетние мужчины, имеющие соответствующее гражданство. От имени женщин, иностранцев и несовершеннолетних исковое требование могли подавать их опекуны и попечители, имеющие гражданство.

Судебное разбирательство могло происходить в форме «графа» или «дикэ». Процесс в форме «графа» начинался по обращению любого гражданина, при этом не имело значения, непосредственно нарушены его интересы или нет.

обвинения могло быть различным: от обвинения в нарушении государственных интересов до противоправных действий в отношении конкретного гражданина. Процесс «графа» нельзя было прекратить по желанию сторон. Он должен был завершиться либо поддержанием обвинения, либо оправданием обвиняемого.

Проигравшая сторона обязана была уплатить огромный штраф, равный тысячи драхм.

Процесс «дикэ» мог быть инициирован только пострадавшим или его законным представителем. В отличие от «графа» он мог быть прекращен по согласию сторон в любой момент при условии, что виновная сторона выплатит судебную пошлину.

При любой форме процесса необходимо было подавать иск в письменной форме. Вызов и доставка ответчика в суд возлагались на истца.

Должностное лицо, представляющее соответствующий суд, должно было провести предварительное расследование.

Все собранные доказательства, включая предложенные истцом и ответчиком, нужно было поместить в специальные сосуды и опечатать их. В суде можно было ссылаться только на эти доказательства.

Все судебные заседания начинались с принесения жертв богам. Затем помощником судьи оглашалась суть спора, предоставлялось слово истцу, а затем ответчику. В случае необходимости заслушивались свидетели. Свидетельские показания не могли давать женщины, рабы, несовершеннолетние, иностранцы и родственники.

Решение судьи выносили путем тайного ания. В случае равенства обвиняемый считался оправданным.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. как небольшой средиземноморский полис на Апеннинском полуострове. За более чем тысячелетнюю историю своего развития Древний Рим превратился в мировую державу, которая контролировала громадную территорию, вокруг Средиземного моря. На становление и развитие древнеримской цивилизации серьезное влияние оказал ее гидрологический морской характер.История государства Древнего Рима подразделяется на три периода:

  • ? царский период (середина VIII в. до н.э. — конец VI в. до н.э.);
  • ? республиканский период (конец VI в. до н.э. — конец I в. до н.э.);
  • ? период империи (конец I в. до н.э. — середина V в. н.э.), который подразделялся на два этапа: принципат (27 г. до н.э. — 284 г. н.э.) и до- минат (284—476), в рамках которого империя разделилась на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи в 476 г. ознаменовала собой окончание развития Древнеримского государства.

Основные современные государственные и общественные учреждения восходят к Римскому государству. «Республика», «муниципалитет», «система сдержек и противовесов», «Сенат», «презумпция невиновности», «публичное и частное право», как и десятки других государственно-правовых понятий и институтов — это римское наследие.

  Посмотреть оригинал

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://bstudy.net/713762/pravo/stanovlenie_razvitie_prava_drevney_gretsii

Законы Драконта

Законы драконта текст

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

В VII в. до н. э. жители Аттики (области, в которой находятся Афины), конечно, продолжали во многом руководствоваться архаическими родовыми законами.

Законами, по мнению наших современников, бывшими излишне жестокими. При этом судебными решениями, как и всеми делами в государстве, ведали аристократы — эвпатриды.

Именно они входили в высший судебный орган — ареопаг, именно они избирались на должности архонтов.

Этих архонтов в Афинах было девять. Главный — архонт-эпоним, кроме него архонт-басилей (бывший царь, ведавший теперь религиозными вопросами), архонт-полемарх (занимавшийся военными делами) и шесть архонтов-фесмофетов, занимавших различные городские магистратуры, ведавшие строгим соблюдением законов и судом.

Итак, к концу VII в. до н. э. уже всем афинянам было очевидно, что юриспруденцию пора приводить в порядок.

Во-первых, в смутный период во второй половине века созрела необходимость в более строгой охране частной собственности, во-вторых, во время политических неурядиц отчетливо проявилось несовершенство судебной системы.

В частности, недовольство вызывал произвол судей аристократов, толковавших законы так, как им было удобно. Наконец, возникла острая необходимость в том, чтобы просто укрепить государство путем фиксации его правовых основ.

Одним из толчков к изданию новых законов послужила, вероятно, Килоновская смута. Вероятно, между 636 и 624 гг. до н. э. честолюбивый аристократ Килон попытался захватить власть. Эта попытка была пресечена аристократами из рода Алкмеонидов, для которых эта победа оказалась пирровой.

По их приказу были убиты даже те килоновцы, которые пытались укрыться у алтарей богов. Оскорбление святыни надолго стало проклятием Алкмеонидов. Произвол аристократов — одни из которых хотели стать тиранами, другие не посчитались с обычаями — возмутил афинян.

После заговора Килона, который чуть не привел к тирании, продемонстрировать свою заботу о государстве нужно было и аристократам. Именно поэтому архонту-фесмофету Драконту поручили модифицировать афинское право. Человек энергичный, добросовестный и уважаемый в обществе, Драконт проделал эту работу в 621 г. до н. э.

В результате на свет появились законы Драконта.

Считается, что это было первое письменное законодательство Афин, хотя правильней было бы говорить о первом дошедшем до нас письменном законодательстве.

Как правило, подобные «первенцы» являются переработкой каких-то существовавших и до этого норм. Так, по свидетельству Аристотеля, в 80-х годах VII в. до н. э. шестеро фесмофетов уже занимались той же работой, что и Драконт.

Драконт зафиксировал во многих случаях уже существовавшие нормы. Более или менее четко были прописаны функции государственных чиновников, принципы их избрания. Хотя основными были не статьи о политическом устройстве, что отразилось и в названии нового сборника узаконений — «Обычаи».

Главным было прописывание штрафных санкций за те или иные правонарушения. Уголовное законодательство Драконта на первый взгляд выглядит исключительно жестоким. Даже за самые невинные проступки человек мог быть наказан смертной казнью, например за кражу овощей.

Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено в целях самозащиты или чтобы отобрать свое имущество. Смерть полагалась за святотатство, убийство или поджог.

Драконт предусмотрел даже такую, кажущуюся дикостью, вещь, как наказание неодушевленного предмета за убийство.

С другой стороны, эти законы отразили несомненный прогресс в развитии афинского общества. Так, убийства были четко разделены на предумышленные, непредумышленные и совершенные в состоянии обороны.

Особое место занимали убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же были отнесены убийства в результате несчастных случаев и при спортивных состязаниях.

Высший судебный орган рассматривал только умышленные убийства и карал их смертью, непредумышленные находились в ведении специально учрежденной коллегии, избираемой из граждан не менее 50 лет от роду и «испытанной нравственности».

Непредумышленные убийства могли наказываться изгнанием, а не казнью.

Убийства с целью самообороны, к которым причислялась и защита собственности, наказанию не подлежали.

Коллегиям принадлежали четыре судебные палаты, в каждой из которых разбирались дела только известного содержания, так что они заседали то в одной, то в другой, смотря по роду дела, подлежавшего суду.

Царь председательствовал при всех разбирательствах подобных дел. Впоследствии, с развитием демократии, деятельность коллегии была в значительной степени ограничена, за ней осталось только решение религиозных вопросов.

Штрафы (например быками) и изгнания вводились и для ряда других преступников. Законы Драконта были явно направлены на преодоление обычая кровной мести, они запрещали самовольную расправу.

Ответственность за убийство нес только убийца, а не весь род. К ответственности привлекался также и человек, подстрекавший к убийству.

Это и ряд других нововведений свидетельствовали о борьбе со старыми родовыми обычаями в пользу возникших новых классовых и государственных отношений.

Несмотря на это, выражение «драконовские меры» стало крылатым обозначением исключительно жестких способов борьбы с чем-либо. Позже говорили, что Драконт писал свои законы не чернилами, а кровью. Легенда сохранила якобы произнесенное им объяснение чрезвычайной строгости наказаний:

«Малые преступления заслуживают смертной казни, а для больших я просто не выдумал более сурового наказания».

Законодательство Драконта, несомненно, было шагом вперед в развитии греческого права. Теперь аристократы в судах уже были ограничены писаными правилами, выполнение которых легко было проверить.

В 621 году до н.э., когда к власти пришел Солон, он отменил многие постановления, но оставил в силе законы, касавшиеся непредумышленных убийств и самозащиты. Имя Драконта, несмотря на строгость его законов, в древности пользовалось высоким уважением и ставилось рядом с именами лучших законодателей.

e-reading.ws

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

“,”author”:”Eggheado”,”date_published”:”2014-06-02T17:51:31.229Z”,”lead_image_url”:”https://cdn-images-1.medium.com/max/1200/1*M7iA_tPcSwOoiX-V_vlkQw.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/eggheado-history/-6f5ebfd95116″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Тема: История”,”word_count”:802,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/eggheado-history/-6f5ebfd95116

Помощь права
Добавить комментарий