Закон о служебной тайне действующая редакция

О государственных секретах

Закон о служебной тайне действующая редакция

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано

      Настоящий Закон определяет правовые основы и единую систему защиты государственных секретов в интересах обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением, защитой и рассекречиванием.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      государственные секреты – защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права;

      информационная система в защищенном исполнении, отнесенная к государственным секретам, – информационная система ограниченного доступа, предназначенная для создания, поиска, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения, отображения, использования и потребления информации, содержащей государственные секреты;

      электронный информационный ресурс, содержащий сведения, составляющие государственные секреты, – информация, предоставленная в электронно-цифровой форме и содержащаяся на электронном носителе в информационной системе в защищенном исполнении, отнесенной к государственным секретам;

      государственная тайна – сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан;

      служебная тайна – сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан;

      гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

      доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственные секреты;

      допуск к государственным секретам – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, а организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

      засекречивание сведений и их носителей – совокупность мероприятий по ограничению в интересах обеспечения национальной безопасности государства распространения сведений, составляющих государственные секреты, и доступа к их носителям;

      носители сведений, составляющих государственные секреты, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственные секреты, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

      рассекречивание сведений – совокупность мероприятий по снятию ограничений с соблюдением интересов национальной безопасности государства, установленных на распространение сведений, составляющих государственные секреты, и на доступ к их носителям;

      система защиты государственных секретов – совокупность органов защиты государственных секретов, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственные секреты, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

      средства защиты сведений, составляющих государственные секреты, – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственные секреты, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты государственных секретов;

      разглашение государственных секретов – сообщение, передача, предоставление, пересылка, публикация или доведение государственных секретов любыми другими способами до юридических и физических лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними;

      утрата государственных секретов – выход, в том числе и временный, сведений, составляющих государственные секреты, из законного владения или пользования в результате утери либо хищения.

Источник: https://zakon.uchet.kz/rus/docs/Z990000349_

Статья 24 Конституции РФ

Закон о служебной тайне действующая редакция

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Комментарий к Статье 24 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи 24 придает особое значение защите информации о частной жизни лица, поскольку любое несанкционированное информационное вмешательство в сферу частных отношений не только умаляет достоинство личности (ч. 1 ст.

21 Конституции), делая ее объектом внешнего манипулирования, но и представляет реальную угрозу праву на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 23, 25 Конституции), иным правам и свободам, связанным с самоопределением личности (ст.

26, 28-30 и др.).

Характерно, что само понимание и развитие права на информационную защиту частной жизни было обострено примерами тоталитарных режимов ХХ в. с их стремлением к всеобщему наблюдению и тотальному контролю за личностью, наиболее провидчески описанному в известном романе Дж. Оруэлла “1984 год”.

Не менее актуальна эта проблема и в настоящее время в связи с изобретением и развитием технических средств наблюдения, которые позволяют без труда анонимно вторгаться в частную жизнь, с распространением электронно-компьютерных систем и информационных сетей, способных накапливать, хранить и использовать неограниченные базы индивидуальных данных и не дающих абсолютных гарантий их сохранности, с повышением чисто коммерческой ценности любой информации, в том числе информации о частной жизни.

Право на частную жизнь, в том числе на информационное невмешательство в нее, основывается на идее самоопределения и автономности личности, свободе индивида в приватной, интимной сфере его жизни от внешнего контроля со стороны государства и общества. Это сфера, куда не должна проникать правовая регламентация, но граница которой должна быть защищена законом. И хотя границу эту определить чрезвычайно трудно, она должна толковаться максимально широко в пользу личных прав.

В американской конституционной практике право на неприкосновенность частной жизни (прайвеси), иногда определяемое как “право быть оставленным в покое”, первоначально возникло как потребность в защите от так называемой желтой прессы и в дальнейшем стало трактоваться весьма широко, включая защиту от произвольного вмешательства власти в частные отношения. Немецкая правовая доктрина сформулировала по этому поводу идею информационного суверенитета личности. Практика толкования Европейским Судом по правам человека ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей право на неприкосновенность частной жизни, пошла по пути признания в этой норме весьма широкого объема правомочий, образующих “хартию личной независимости”, подводя под понятие “частная жизнь” практически неограниченный круг отношений.*(247)

Американский ученый А.

Вестин в книге “Приватность и свобода” сформулировал четыре формы приватности: “уединение”, исходящее из потребности быть избавленным от наблюдения посторонних; “интимность”, предполагающая замкнутость и добровольность общения; “сдержанность” как форма соблюдения психологического барьера с окружающими”; “анонимность” как стремление остаться неузнанным в общественном месте.*(248) Таким образом, частная, приватная сторона жизни покоится на естественных человеческих потребностях и интересах, противостоящих публичному вмешательству и контролю. Человек вправе контролировать свою личную жизнь и ограничивать доступ к ней кого бы то ни было.

Действующий в настоящее время Закон об информации, информационных технологиях и защите информации определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Конфиденциальность информации определяется как обязательное требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (ст. 2).

Очевидно, что всякие сведения о частной жизни лица обладают конфиденциальным характером, однако определить их перечень в законе было бы затруднительно и вряд ли целесообразно, поскольку это неминуемо сужало бы понятие частной жизни и объем гарантий ее защиты.

Бесспорно, что право на неприкосновенность частной жизни связано с целым рядом других основных прав и свобод, определяющих индивидуальность и автономию человеческой личности.

Во всяком случае к конфиденциальной информации о частной жизни следует отнести сведения о расовом, национальном и социальном происхождении лица, данные о его духовном мире, об отношении к религии, о взглядах, мнениях и убеждениях, о морально-значимом поведении, данные о неофициальном общении и межличностных связях, семейных и интимных отношениях, сведения о принадлежности его к общественным объединениям, о здоровье, имуществе, доходах, о профессиональной деятельности, иные факты его биографии и жизни, которые он не считает возможным опубликовать. Лишь само лицо вправе определять, какие именно сведения имеют отношение к его частной жизни и какова степень чувствительности для него той информации о ней, раскрытие которой повлечет для него душевную боль или моральный ущерб.

Между тем существует другая проблема.

Множество государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц в силу своей компетенции или характера и целей деятельности накапливают у себя, хранят и используют данные, в том числе в виде компьютерных баз и информационных систем, которые содержат сведения, относящиеся к частной жизни граждан, а в определенных случаях обязывают их предоставлять им информацию такого рода. Это прежде всего правоохранительные органы, органы специального учета и регистрации, налоговые службы, медицинские пенсионные учреждения, работодатели службы бытовых услуг, банковские, страховые, маркетинговые и иные коммерческие организации и службы и т.д.

Информация подобного рода может составлять содержание государственной, налоговой, врачебной, коммерческой, служебной, личной или семейной тайны. Специалисты насчитывают более 20 видов конфиденциальной информации, регулируемой сотнями законов и иных нормативных актов.*(249) С точки зрения требований ч. 1 ст.

24 Конституции РФ наиболее уязвимой является такая информация, по которой можно персонифицировать отдельную личность и которая находится вне пределов постоянного контроля данного лица.

Законодательство РФ выделяет информацию такого рода в отдельную категорию персональные данные, которая хотя и пересекается с формулой “информация о частной жизни”, но не вполне идентична ей.

Федеральный закон от 27.07.

2006 N 152-ФЗ “О персональных данных” относит к персональным данным любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, другую информацию (ст. 3). Отдельно Закон выделяет биометрические персональные данные (ст. 11). Указанный Закон регулирует порядок обработки (сбора, систематизации, накопления, хранения, использования и распространения) персональных данных, в том числе с использованием средств автоматизации, для всех операторов, включая органы государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Принципы и условия обработки персональных данных соответствуют основным требованиям международных актов – Конвенции “О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных”, принятой в 1981 г.

Советом Европы, а также рекомендациями Комитета Министров государств – членов Совета Европы 1986 и 1987 г., касающихся использования и защиты персональных данных. Так, персональная информация относится к категории конфиденциальной и не может распространяться без согласия субъекта.

Обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в законе.

Сбор персональных данных должен осуществляться законным и добросовестным образом, исключительно в соответствии с определенными и заявленными целями и законными полномочиями оператора. Сведения должны носить точный и достоверный характер и не превышать необходимого для данных целей объема и срока хранения (ст. 6, 7).

Закон особо оговаривает недопустимость обработки специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Хотя и здесь предусмотрены определенные исключения (ст. 10). Одним из условий автоматизированной обработки персональных данных является то, что такая обработка сама по себе не может порождать юридические последствия в отношении субъекта этих данных (ч.

1 ст. 16).

Субъект персональных данных при определенных условиях имеет право доступа к своим персональным данным, право на получение сведений об их содержании, источнике получения и иных лицах, имеющих доступ к его данным от оператора, о целях и способах обработки данных, право требовать их уточнения, блокирования или уничтожения. Он также дает письменное согласие на включение своих персональных данных в общедоступные источники (справочники, адресные книги и т.п.) (ст. 8, 14-17).

Закон налагает на оператора обязанность принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий. Контроль и надзор за обработкой персональных данных возлагается также на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи (ст. 23).

Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-24-krf

Положение о конфиденциальной информации

Закон о служебной тайне действующая редакция

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с охраной и использованием конфиденциальной информации ООО “Валеовита” (далее по тексту настоящего Положения Медицинская организация).

1.2.

Конфиденциальная информация Медицинской организации – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления и существования, отнесенная к таковой в соответствии с настоящим Положением, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, ограничения к доступу и разглашению которой предпринимаются согласно настоящего Положения.

1.3. Медицинская организация имеет исключительное право на использование конфиденциальной информации любыми не запрещенными законом способами по собственному усмотрению.

1.4. В соответствии с настоящим Положением Медицинская организация принимает меры к охране конфиденциальной информации, ограничению доступа к ней третьих лиц. Целью охраны конфиденциальной информации является обеспечение экономической и правовой безопасности Медицинской организации.

1.5.

В случае если в связи с осуществлением своей деятельности Медицинская организация становятся известны сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную тайну, Медицинская организация обязана предпринимать меры по их охране в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О государственной тайне” и иными нормативными правовыми актами о государственной тайне.

2. Коммерческая тайна Медицинской организации

2.1. Коммерческой тайной Медицинской организации является следующая информация:

  • данные первичных учетных документов пациентов Медицинской организации;
  • содержание регистров сведений о пациентах Медицинской организации;
  • содержание локальных документов Медицинской организации;
  • совершаемые и совершенные Медицинской организации сделки, в том числе договоры, их предмет, содержание, цена и другие их существенные условия;
  • секреты производства (ноу-хау) и иная информация, составляющая производственную тайну;
  • сведения о структуре производства, о типе и размещении оборудования, о производственных мощностях и объемах предоставленных услуг, об используемых материалах;
  • сведения о применяемых методах лечения;
  • сведения о подготовке, принятии и исполнении решений руководством по коммерческим, организационным и иным вопросам;
  • сведения об эффективности деятельности Медицинской организации;
  • сведения о поставщиках, клиентах, пациентах, посредниках и других, а также о конкурентах, которые не содержатся в открытых источниках (справочниках, каталогах, прайсах);
  • условия коммерческих, трудовых и иных контрактов, договоров, платежей и услуг;
  • сведения о репутации и компетентности работников Медицинской организации;
  • сведения о размерах заработной платы;
  • сведения о планах Медицинской организации;
  • сведения о направлениях маркетинговых исследований, результатах изучения рынка, содержащие оценки состояния и перспективы развития рыночной конъюнктуры, аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи;
  • сведения о рыночной стратегии Медицинской организации;
  • сведения о способах, методах, объемах и стоимости проведения прошедших, текущих и запланированных рекламных и маркетинговых кампаний;
  • сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения;
  • сведения бухгалтерской документации и отчетности Медицинской организации;
  • иные сведения, отнесенные к коммерческой тайне в соответствии с настоящим положением.

2.2. Отнесение информации, указанной в пункте 2.1. настоящего Положения, к информации, составляющей коммерческую тайну Медицинской организации, не требует издания каких-либо иных актов помимо настоящего Положения.

2.3. Любая иная информация, за исключением информации, которая в соответствии с законодательством не может быть отнесена к коммерческой тайне, может быть отнесена к коммерческой тайне по решению руководителя Медицинской организации.

2.4. Отнесение информации, указанной в пункте 2.3. настоящего Положения, к информации, составляющей коммерческую тайну Медицинской организации, осуществляется путем издания в каждом конкретном случае приказа руководителя Медицинской организации.

Инициатива в издании приказа руководителя об отнесении той или иной информации к коммерческой тайне Медицинской организации может исходить от работника Медицинской организации, руководителей структурных подразделений Медицинской организации, руководителей обособленных структурных подразделений Медицинской организации, контрагентов Медицинской организации.

2.5. К коммерческой тайне не может быть отнесена следующая информация:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  4. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  5. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  6. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  7. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  8. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами
  9. к коммерческой тайне не относится информация, разглашенная Обществом самостоятельно или с его согласия.

3. Служебная тайна Медицинской организации

3.1. Служебную тайну Медицинской организации составляют любые сведения, в том числе сведения, содержащиеся в служебной переписке, телефонных переговорах, почтовых отправлениях, телеграфных и иных сообщениях, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, которые стали известны работнику Медицинской организации в связи с исполнением им возложенных на него трудовых обязанностей.

3.2. К служебной тайне не относится информация, разглашенная Медицинской организации самостоятельно или с его согласия, а также иная информация, ограничения доступа к которой не допускаются в соответствии с законодательством РФ.

4. Охрана конфиденциальной информации Медицинской организации

4.1.

Охрана конфиденциальной информации Медицинской организации состоит в принятии комплекса мер, направленных на ограничение доступа к конфиденциальной информации третьих лиц, на предотвращение несанкционированного разглашения конфиденциальной информации, выявление нарушений режима конфиденциальной информации Медицинской организации, пресечение нарушений режима конфиденциальной информации Медицинской организации, привлечение лиц, нарушающих режим конфиденциальной информации Медицинской организации к установленной ответственности.

4.2. Обязательным условием трудовых договоров, заключаемых с работниками Медицинской организации, является условие о соблюдении сотрудником служебной и коммерческой тайны.

4.3. Каждый работник Медицинской организации при принятии на работу предупреждается под расписку об ответственности за нарушение режима служебной и коммерческой тайны.

4.4. Работники обязуются не использовать конфиденциальную информацию для занятия любой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести финансовый вред Медицинской организации (в том числе упущенные финансовые возможности) или ущерб его деловой репутации.

4.5. В случае попытки посторонних лиц получить от работника сведения, относящиеся к коммерческой тайне Медицинской организации, работник обязуется незамедлительно сообщить об этом руководителю Медицинской организации в письменной или устной форме.

4.6. Руководители структурных подразделений обязаны не реже одного раза в квартал проводить среди непосредственно подчиненных им работников Медицинской организации инструктаж по соблюдению режима служебной и коммерческой тайны. Вновь принятый на работу работник проходит инструктаж при принятии на работу. Данные о проведенном инструктаже фиксируются в специальном журнале.

4.7. Работники компании обязуются информировать руководителя Медицинской организации в письменной или устной форме о причинах и условиях возможной утечки конфиденциальной информации.

4.8. Заключаемые Медицинской организацией в лице любых уполномоченных лиц договоры должны содержать условие о сохранении контрагентами конфиденциальности.

4.9. В рабочих и иных помещениях Медицинской организации создаются условия, ограничивающие доступ к конфиденциальной информации третьих лиц и несанкционированное разглашение конфиденциальной информации, в том числе устанавливаются технические средства защиты от несанкционированного доступа к информации (сейфы и металлические ящики для хранения документов и пр.).

4.10. В Медицинской организации создается служба безопасности, действующая в соответствии с Положением о службе безопасности.

4.11. Медицинская организация предпринимает меры по выявлению фактов нарушения режима конфиденциальной информации Медицинской организации.

4.12. Медицинская организация предпринимает все допустимые законом способы по пресечению выявленных нарушений режима конфиденциальной информации Медицинской организации.

4.13. Лица, виновные в нарушении режима конфиденциальной информации Медицинской организации привлекаются к установленной ответственности.

5. Порядок использования и предоставления конфиденциальной информации Медицинской организации

5.1. Использование конфиденциальной информации Медицинской организации допускается только теми сотрудниками Медицинской организации, которым доступ к такой информации необходим в силу выполняемых ими функций.

5.2. Предоставление конфиденциальной информации Медицинской организации третьим лицам возможно не иначе как с санкции руководителя Медицинской организации.

5.3. Медицинская организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.4. Иные случаи предоставления конфиденциальной информации предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Лица виновные в нарушении режима конфиденциальной информации Медицинской организации привлекаются в установленном порядке к уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

Источник: https://www.valeovita.org/node/21

Помощь права
Добавить комментарий