Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами

Направления, формы и методы взаимодействия полиции с общественными организациями и объединениями

Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами

Общественные объединения в современной России являются развивающимся политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан.

Становление общественных организаций происходит в качестве активно действующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями.

Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества.

Эта двуединая задача позволяет включить деятельность общественных объединений в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия государства с участниками общественно-политических отношений, формирующих современное политико-правовое пространство Российской Федерации.

К числу таких общественных объединений относятся политические партии, землячества, профсоюзы, конфессиональные организации и другие (в первую очередь, те из них, которые четко ориентируются на защиту гражданских прав и свобод).

Современные общественные объединения заметно выросли и изменились в предкризисный период, что позволило им достичь определенного уровня признания и политико-правовой защищенности своих прав и свобод.

Несмотря на большое разнообразие общественных объединений, их разноплановость и взаимную конкуренцию, объективно они способствуют формированию гражданской позиции, заинтересованности граждан в социальном партнерстве и достижении социального консенсуса, хотя это единство и далеко от совершенства.

В соответствии с концепцией партнерских отношений МВД и общества, необходимо создание эффективных, приспособленных к современным социальным условиям механизмов взаимодействия с общественными объединениями.

От того, как будут складываться и развиваться взаимоотношения с системой общественных институтов, зависит решение многих вопросов в деятельности органов по охране правопорядка.

Граждане в состоянии определять ситуации, которые они воспринимают как проблематичные с точки зрения состояния правопорядка.

Со своей стороны полицейские, действующие в системе поддержания правопорядка с участием граждан, оказываются способными сфокусировать внимание непосредственно на причинах проблемы и ее возможных решениях.

Это в равной мере стимулирует как участие граждан в поддержании правопорядка на своем участке, так и деятельность полиции.

Особая роль в том, чтобы мотивировать людей помогать полиции, принадлежит средствам массовой информации. Этого можно добиться при помощи телевизионного вещания (скорее просветительского, чем воздействующего на чувства). Кроме того, уместны колонки практических советов в газетах, отчеты с места происшествий, которые подчеркивают социальную роль полиции.

Средствами налаживания связи с жителями конкретного микрорайона являются отчетность перед населением, прозрачность деятельности полиции, проведение регулярных встреч с жителями, создание образовательных программ по обучению граждан, благодаря которым жители имеют возможность ознакомиться с работой сотрудников полиции и лучше понять все аспекты их повседневной деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ

Взаимодействие возможно по следующим направлениям:

– участие в разработке и рассмотрении программ, концепций, инициатив граждан, планов по актуальным вопросам охраны правопорядка и деятельности органов внутренних дел;

– пропаганда правовых знаний, особенно в группах риска (молодежь), где наблюдается склонность к совершению преступлений и нарушению правопорядка;

– мониторинг и пресечение распространения информационных материалов, способствующих возникновению массовых беспорядков;

– содействие полиции в охране правопорядка, контроля правопорядка в общественных местах (совместное патрулирование с сотрудниками органов внутренних дел, содействие ОВД в пресечении преступлений при обнаружении их во время проведения массовых мероприятий, где велика опасность их совершения) и осуществление общего контроля за работой органов внутренних дел и защитой законных прав и интересов граждан;

– осуществление общественного контроля при проведении общественно-политических мероприятий (выборов, митингов и демонстраций);

–  содействие в раскрытии и расследовании преступлений;

– широкомасштабное освещение борьбы с нарушениями правопорядка, информирование граждан о деятельности ОВД и НКО в данной сфере, в т.ч. с использованием возможностей Интернета;

–  взаимодействие с религиозными и национальными организациями;

–  профилактика экстремизма в молодежной среде, профилактика детской безнадзорности;

– правовое воспитание подрастающего поколения;

– взаимодействие и сотрудничество со СМИ;

– участие в правовой и воспитательной работе с личным составом, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, нарушений законности со стороны сотрудников внутренних дел;

– изучение общественного мнения населения, в т.ч. путем проведения опросов;

– организация непосредственной работы с населением по месту жительства через привлечение жителей к участию в охране правопорядка.

Конкретные формы, в которых осуществляется работа по направлениям деятельности общественных объединений, следующие:

– институты наблюдателей от общественных организаций (общественные советы при территориальных органах внутренних дел);

– рабочие группы для осуществления различных мероприятий общественных организаций;

– регулярные встречи с представителями национальных диаспор;

– проведение тематических круглых столов, семинаров, конференций;

– организация занятий, учебы с различными группами населения (школьниками, жителями и др.) по проблематике безопасности и поддержания правопорядка;

–  проведение информационно-пропагандистских акций;

– проведение благотворительных акций по оказанию помощи социально уязвимым группам населения (детям-сиротам, инвалидам и др.);

–  организация тематических олимпиад среди молодежи по правоохранительной проблематике, организация выездных оздоровительных и других культурно-массовых мероприятий для молодежи (юных правозащитников, трудных подростков и др.);

–  проведение тематических автопробегов с организацией викторин, конкурсов и соревнований;

– организация прямой «горячей линии» для населения;

– выезды в населенные пункты комплексных бригад (общественных приемных) сотрудников полиции, членов общественного совета, психологов, юристов;

– организация обучающих семинаров для общественников, принимающих активное участие в правоохранительной деятельности;

– организация шефства над образовательными заведениями, в которых учатся дети погибших сотрудников внутренних дел;

– посещения дежурных частей для контроля за регистрацией заявлений и обращений граждан и соблюдения их прав.

МЕТОДЫ

Направления деятельности общественных объединений, реализуемые в разнообразных формах, могут

осуществляться следующими методами:

– дежурство членов общественных объединений на избирательных участках при проведении выборов;

– разработка методических рекомендаций для членов общественных объединений;

– совместные профилактические встречи с представителями органов внутренних дел лидерами студенческих национальных общин;

– совместные рейды с сотрудниками органов внутренних дел (в частности, по предотвращению скупки краденных мобильных телефонов, соблюдения порядка в ночных клубах и т.п.);

– работа молодежного отряда полиции;

– проведение консультирования по правовым вопросам и психологической помощи нуждающимся жителям;

– участие в комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей, мониторинг и изучение вакансий;

– организация трансляции информационно-пропагандистских роликов для пассажиров;

– проведение уроков медиабезопасности;

– разработка приложения для мобильных телефонов «Мобильная полиция»;

– проведение опросов (анкетирования) посетителей дежурных частей.

Поскольку, как показывают социологические исследования, население чаще всего контактирует с сотрудниками ГИБДД (и чаще всего высказывают критические замечания в их адрес), полезно воспользоваться богатым опытом взаимодействия органов внутренних дел в лице ГАИ с гражданами в советское время.

Взаимодействие представителей общественности с государственными учреждениями и правоохранительными органами (в частности, с ГАИ) осуществлялось путем совместной работы сотрудников и общественных инспекторов, добровольных народных дружин из числа наиболее опытных представителей автотранспортных предприятий и обществ автомобилистов (ВОА).

Сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям:

– агитационно-массовая работа;

– образовательная деятельность;

– развитие научной и конструкторской мысли;

– повышение безопасности дорожного движения.

К основным задачам общественных инспекторов и добровольных народных дружин были отнесены охрана прав и законных интересов граждан, охрана общественного порядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений. Дружины осуществляли свою деятельность путем патрулирования и выставления постов, проведения индивидуальной и воспитательной работы.

Характер возлагаемых на дружины задач позволяет сделать вывод о том, что в целом дружинники при исполнении своих обязанностей выполняли вспомогательные функции по обеспечению безопасности дорожного движения (такие, как осуществление пропаганды безопасности движения, проведение совместных профилактических мероприятий, охрана места ДТП и оказание посильной помощи пострадавшим – при выезде на место ДТП совместно с сотрудниками ГАИ).

Заслуживает внимания такой опыт работы, как организация общественных постов. Подобное начинание полезно в ситуации, когда в связи со сложной аварийной обстановкой в конкретной местности, которая обусловлена увеличением количества транспортных средств, а силы ГИБДД малочисленны и их увеличение не предусматривается.

Высокоэффективной формой работы общественных формирований зарекомендовала себя такая форма, как внештатные подразделения дорожно-патрульной службы.

Эти подразделения формируются из владельцев собственных автомобилей, в их задачи входит:

– систематическая воспитательная работа в отношении членов этих организаций – владельцев транспортных средств;

– организация изучения школьниками Правил дорожного движения;

– оборудование кабинетов и уголков безопасности движения, стендов, другой наглядной агитации;

– обеспечение безопасности движения детей в районе школы и местах проведения массовых мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Традиционно выделяются следующие формы организации и планирования деятельности общественных объединений по реализации их функций:

– установление регулярности проведения заседаний общественных объединений;

–  планирование работы;

– разработка итоговых документов (справок, отчетов);

– учеба членов общественных объединений, разработка методических рекомендаций;

– организация обмена практическим опытом работы общественных объединений всех уровней, разработка памяток о правах и обязанностях.

Общественные объединения создаются для совместного отстаивания и реализации общих интересов, осуществляют функцию посредничества между государством, призванным обеспечить всеобщий интерес, и гражданским обществом, представляющим собой сочетание частных, групповых интересов, в процессе реформирования политического курса, в рамках которого индивидуальные, коллективные, групповые интересы интегрируются в единый общественный интерес. Для организации взаимодействия и сотрудничества полиции с институтами гражданского общества имеется необходимая правовая база.

Важность организации и планирования сотрудничества МВД России, его территориальных органов и общественных объединений коренятся не только в вопросах имиджа правоохранительных органов и достаточно низкого доверия к их деятельности со стороны населения, но и в том, что вызовы современного многонационального государства и стремительно развивающегося мультикультурного общества обязывают власть и общество находить пути к взаимопониманию и налаживать мосты для цивилизованной формы взаимодействия, переговоров в различных областях общественной жизни.

11.03.2013

Источник: http://ormvd.ru/pubs/102/15709

Система взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности

Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…3 Глава 1. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности………………………..7 1.1.

Правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности…………………………………………..7 1.2. Принципы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности……………………………..…………19 Глава 2.

Система взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности…………………………………………29 2.1. Направления, формы и методы взаимодействия полиции с общественными объединениями……………………………………………29 2.2. Виды общественных объединений сотрудничающих с органами внутренних дел………………………………………………………………33 Глава 3.

Зарубежный опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и возможность его внедрения в отечественную систему органов внутренних дел……………………………………….…..48 3.1. Взаимодействие правоохранительных органов и общественности в зарубежных странах……………………………………48 3.2.

Предложения по усовершенствованию механизмов совместной деятельности органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности……57 Заключение………..………………………………………………….63 Список использованной литературы………………..……………66

Введение

Исследование вопросов взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений, а также волонтерских организаций правоохранительной деятельности – это крайне важный аспект в повышении уровня общественной безопасности.

Сотрудничество правоохранительных органов и гражданского общества в Российской Федерации является объектом изучения многих ученых и все чаще привлекает внимание практиков и законодателя.

Взаимодействие органов внутренних дел и общественности всегда рассматривалось как важнейшее и необходимое условие успешного выполнения органами внутренних дел поставленных перед ними задач – противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности и правопорядка.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что активное сотрудничество органов внутренних дел и общественных объединений способствует снижению уровня делинквентного поведения населения, повышению уровня правовой культуры и социальной активности граждан, их доверия к органам внутренних дел, а также положительно влияет авторитет сотрудников системы правоохранительных органов.

В научных кругах настаивают на необходимости привлечения общественности к деятельности, осуществляемой правоохранительными органами. Предлагаются различные механизмы сотрудничества для решения общей задачи – борьбы с преступностью. Так же, можно с уверенностью говорить о положительной практике взаимодействия общественных организаций, с целью профилактики правонарушений.

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью разработки современного научного подхода к вопросу совершенствования законодательного регулирования взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности.

Целью работы является всесторонний анализ взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений и волонтерских организаций правоохранительной деятельности, а также разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и рекомендаций по повышению его эффективности.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: изучить понятие и сущность взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности; сформулировать принципы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности; рассмотреть систему взаимодействующих с органами внутренних дел общественных объединений и волонтерских организаций правоохранительной деятельности; исследовать зарубежный опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественностью; разработать предложения по усовершенствованию системы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Объектом исследования является система взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности. Предмет исследования составляет процесс организации взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности, а так же действующее законодательство и правовая доктрина по изучаемой проблеме. Степень научной разработанности проблемы. В практике применения и научной доктрине уделяется небольшое внимание типам, формам и способам взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности. Анализ исследуемой проблемы представлен в работах А.Н. Герасименко, А. Добродеева, Д. Т. Закирьяева, В.Н. Кудрявцева, О.В. Овчинникова, О. В. Попова. Исследования участия гражданского общества в охране общественного порядка проводили Ю. Случевская, А.Н. Кокорев, М.С. Лаврентьева, Т.В. Палехова, В.А. Поникаров, С.В. Иванченко, Е.А. Зимин, А.В. Никонов, Ю.Н. Симинягин, С.В. Цымбаленко, К.И. Усенов, Х.А. Юсупов и другие. Также исследованиями в сфере взаимодействия общественных объединений и органов внутренних дел занимались С.В. Вавилов, М.В. Костенников, М.П. Петров, М.А. Бучакова, А.Н. Александров и другие. Значение разработки проблемы для теории и практики деятельности правоохранительных органов очень велико. Задачи борьбы с преступностью и проведения профилактики правонарушений наиболее результативно решаются при наличии налаженного механизма сотрудничества с общественностью. Отсутствие разработанного наукой системного анализа взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности тормозит развитие такой деятельности и не позволяет совершенствовать ее механизмы на практике. Теоретической основой работы стали труды ученых, исследовавших проблемы взаимодействия общества и органов внутренних дел. Нормативной основой работы является Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “Об участии граждан в охране общественного порядка”, Федеральный закон “О полиции”, Федеральный закон “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации” и другие нормативно-правовые акты.

Заключение

Сегодня общественные объединения являются важным звеном правозащитного механизма. При этом, государственная система обеспечения правопорядка не может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан.

В проведенном нами исследование взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности, мы достигли поставленных в работе цели и задач, а так же сформулировали ряд выводов: 1. В настоящее время активно формируется концепция “партнерских взаимоотношений” органов внутренних дел и общества.

Она базируется на применяемом во многих демократических зарубежных странах принципе “активного социального партнерства”. Безусловно, существуют позитивные тенденции внедрения такой политики взаимодействия общества и органов внутренних дел, но при этом наблюдается и ряд проблем, создающих существенные затруднения в развитии данной сферы общественных отношений. 2.

Отсутствует единое нормативное закрепление системы принципов сотрудничества правоохранительных органов и общества. Необходимость проведения правовой регламентации руководящих начал взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений, а так же волонтерских организаций правоохранительной деятельности обусловлена, прежде всего, общей значимостью принципов права. 3.

Следует отметить существующую в настоящее время проблему доверия общественности к органам внутренних дел. Задача “получения” доверия общества, путем добросовестного исполнения своих обязанностей, должна быть одной из приоритетных для правоохранительных структур современного государства.

Режим сотрудничества будет надежной платформой, например, для проведения профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и административных правонарушений. 4. Существует необходимость проведения систематизации действующего законодательства по анализируемому вопросу.

Обширная нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности, несколько затрудняет практику применения. Доступность и ясность позиции законодателя позволит сделать такое сотрудничество более эффективным. 5.

Следует отметить многообразие форм взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений, а так же волонтерских организаций правоохранительной направленности. Данный факт является крайне позитивным в вопросе сотрудничества государства и общества и позволяет проводить обширный комплекс совместных мероприятий. 6.

В настоящее время в Российской Федерации безусловным является существование четырех видов организаций, которые сотрудничают с органами внутренних дел при реализации ими правоохранительной, предупредительной и иных функций, а именно: общественные объединения правоохранительной направленности, народные дружины, казачьи общества, религиозные организации.

Каждая из них сотрудничает с правоохранительными органами в разных направлениях, которые иногда могут совпадать в связи с общностью поставленных целей. 7. Анализ официальной статистики позволил сделать вывод о высокой эффективности привлечения граждан к охране правопорядка посредством реализации различных программ.

Так, во многих субъектах Российской Федерации создаются специальные совместные проекты Министерства внутренних дел Российской Федерации и специальных общественных объединений.

Благодаря этому, граждане могут участвовать в проведение проверок объектов торговли, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, оказывать содействие сотрудникам Госавтоинспекции в пресечении нарушений правил дорожного движения и проведении профилактической работы и т.п. 8.

Изучение зарубежного опыта участия общества в деятельности правоохранительных органов является необходимым аспектом для развития отечественного законодательства и практики применения. На наш взгляд, возможно заимствование некоторых зарубежных форм сотрудничества органов внутренних дел и общественных объединений, а также волонтерских организаций правоохранительной деятельности.

Наиболее подходящими для Российской Федерации мы находим следующие: программа “присмотр за соседом”, предполагающая связь населения и правоохранительных органов посредством телекоммуникаций, проведение специальной физической подготовки граждан, сотрудничающих с правоохранительными органами, а так же заимствование мер и форм проведения правовых воспитательных работ с населением. 9. При применение зарубежного опыта взаимодействия правоохранительных органов и населения следует учитывать различия менталитета, которые не позволяют внедрять некоторые программы взаимодействия правоохранительных органов и общественности, применяемые в зарубежных странах. 10. Наконец, только комплексная реализация предложенных нами мер по повышению эффективности взаимодействия общества и органов внутренних дел позволит создать в России современную, авторитетную и работоспособную систему органов внутренних дел, поможет в получение доверия граждан к правоохранительным органам и расширит сферы их взаимодействия.

Список литературы

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/123366

Взаимодействие полиции с общественными

Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами

объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности

Взаимодействие — это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах:

  • (1) в совместной деятельности (прямого сотрудничества);
  • (2) информационного обмена.

Объективные предпосылки взаимодействия, например, общественных пунктов охраны порядка с ОВД заложены в общности целей, заключающихся в стремлении получить максимальный эффект в деле борьбы с нарушениями правопорядка.

Основными формами взаимодействия подразделений полиции и общественных объединений правоохранительной направленности являются:

  • (1) совместный анализ состояния охраны общественного порядка;
  • (2) планирование совместных мероприятий по профилактике правонарушений;
  • (3) инструктаж и обучение членов общественных объединений формам и методам работы по охране правопорядка;
  • (4) обеспечение общественного порядка на административных участках совместно с участковыми уполномоченными полиции;
  • (5) профилактика правонарушений среди несовершеннолетних совместно с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних;
  • (6) совместное патрулирование с нарядами патрульно-постовой службы полиции.

Взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами осуществляется по следующим направлениям:

  • (1) совместный анализ состояний охраны общественного порядка, взаимный обмен информацией;
  • (2) совместное планирование и проведение некоторых мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка, по предупреждению и пресечению правонарушений;
  • (3) совместное патрулирование;
  • (4) инструктаж и обучение дружинников;
  • (5) оказание дружинникам методической помощи в планировании и учете их работы.

Зарубежный опыт. Оценивая зарубежную практику взаимодействия полиции с населением в вопросах обеспечения общественного порядка и предупреждения преступности, можно сделать вывод, что это направление правоохранительной деятельности получило наибольшее развитие в США.

Это объясняется некоторыми факторами, характерными именно для этой страны, прежде всего исторически сложившимися отношением граждан к участию в обеспечении охраны правопорядка, а также готовностью правительства финансировать программы по предупреждению преступности.

Исторический опыт и являющаяся закономерным результатом развития государственной и социальной системы своеобразная организация полицейских органов США привели к тому, что именно в этой стране возникли такие формы участия населения в правоохранительной деятельности, как общественная полиция и проблемно ориентированная полиция.

Первая модель полицейской деятельности — общественная полиция — представляет собой привлечение населения к взаимодействию с полицией таким образом, чтобы возросли значимость и возможности гражданского общества в вопросах обеспечения порядка и безопасности в сообществе и решения возникающих проблем. В соответствии с этой моделью действия полиции являются ответом на запросы населения.

Эта модель предполагает следующие направления полицейской активности:

  • (1) обслуживание населения в районе;
  • (2) превентивные акции;
  • (3) деятельность по формированию у населения чувства защищенности;
  • (4) усиление соответствующих позитивных установок среди общественности, их формирование и поддержание;
  • (5) развитие всех форм полицейской деятельности;
  • (6) сближение полиции и населения;
  • (7) налаживание контактов с другими исполнительными органами и общественными объединениями.

Анализируя опыт правоохранительной деятельности в этом направлении, следует отметить, что при этом взаимодействие с добровольными организациями правоохранительной направленности стоит наравне с контактами с местными органами власти (вопросы организации охраны объектов муниципальной собственности, финансирования образовательных программ для населения, выделение времени на каналах местного телевидение и т.д.), школами (проведение «юридических уроков» для школьников, организация охраны школ и т.д.), молодежными организациями.

Очень близка к модели «общественной полиции» модель «проблемной ориентации», которая представляет собой специфическую активность полиции по идентификации возникающих проблем и выявлению их причин.

Базовая идея заключается в том, что в первую очередь нужно выявить причины возникновения проблем и бороться с этими причинами.

Хотя и эта концепция деятельности полиции во многом рассматривает ее как организацию, предоставляющую населению специфические виды услуг, сообщество в данном случае является скорее «заказчиком», чем «равноправным партнером», как это предполагается концепцией «общественной полиции».

Большие успехи в деле участия населения в охране общественного порядка и профилактике правонарушений были достигнуты в Японии. В этой стране общественные организации практически взяли в свои руки профилактическую работу по предупреждению правонарушений, особенно среди несовершеннолетних.

Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, например, существуют так называемые наставники несовершеннолетних. Главное полицейское управление страны способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всего государства. С 1967 г.

в стране действует «Руководство по управлению системой наставников». В 1980 г. создан совет наставников несовершеннолетних.

Наряду с наставниками несовершеннолетних активную помощь полиции в предупреждении преступности среди подростков оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, работающие в специальных подростковых центрах.

Кроме того, население оказывает помощь подразделениям полиции, занимающимся предупреждением преступности. Эти добровольцы объединены в ассоциации содействия предупреждению преступности, предотвращению разбойных нападений на финансовые учреждения, предупреждению преступлений, совершаемых в многоквартирных домах.

Отдельные граждане работают инструкторами по предупреждению преступности среди населения и помощниками полиции по охране женщин от преступных посягательств. Среди обществ, которые оказывают помощь специальным подразделениям полиции, занимающимся несовершеннолетними, имеются такие, как Ассоциация матерей и Общество оздоровления условий жизни.

Несколько добровольных ассоциаций граждан способствуют работе транспортных подразделений полиции.

Активизация деятельности по проведению в Российской Федерации политических, экономических, социальных и иных реформ сопряжена с наличием определенной криминогенной обстановки в стране.

Все это не может не отражаться на уровне правонарушений среди всех категорий граждан.

Статистические данные наглядно свидетельствуют о росте по ряду показателей количества противоправных деяний и о необходимости активизации работы подразделений полиции по предупреждению и пресечению правонарушений.

МВД России в качестве приоритетных направлений деятельности своей системы указывает на различные направления работы, в том числе такие как:

  • (1) совершенствование управленческой системы МВД России;
  • (2) предупреждение и пресечение актов терроризма, перекрытие каналов финансирования террористических организаций, организованной преступности, коррупции;
  • (3) воссоздание системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений;
  • (4) совершенствование миграционного контроля и пресечение незаконной миграции;
  • (5) совершенствование системы реагирования на обращения граждан и усиление обратной связи с заявителями.

Все эти направления работы самым непосредственным образом связаны со служебной деятельностью участковых уполномоченных полиции, которые всегда находились и находятся на передовых рубежах борьбы с преступностью. Действенный и мощный заслон преступности невозможен без активизации оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции на закрепленных административных участках.

Кроме того, важнейшими вопросами в этой работе также являются: (1) формирование на административных участках, объектах оперативного обслуживания активов общественности, которые способны реально оказывать содействие в поддержании правопорядка по месту проживания и работы граждан; (2) разработка и реализация региональных программ совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции; (3) обеспечение создания им необходимых условий для работы с населением, образование актива общественности, нормальных условий для проживания на обслуживаемом участке; (4) обеспечение средствами связи, компьютерной техникой с поисковыми базами данных и многое другое.

Источник: https://studref.com/396663/pravo/vzaimodeystvie_politsii_obschestvennymi

Вопрос №4: Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности

Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами

Взаимодействие – это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. В качестве принципов взаимодействия называются следующие:

Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах: 1) в форме осуществления совместной деятельности (прямого сотрудничества);

2) в форме информационного обмена.

Объективные предпосылки взаимодействия например, общественных пунктов охраны порядка с органами внутренних дел заложены в общности целей, заключающихся в стремлении получить максимальный эффект в деле борьбы с нарушениями правопорядка.

В качестве основных форм взаимодействия подразделений полиции и общественных объединений правоохранительной направленности являются:

– совместный анализ состояния охраны общественного порядка;

– планирование совместных мероприятий по профилактике правонарушений;

– инструктаж и обучение членов общественных объединений формам и методам работы по охране правопорядка;

– обеспечение общественного порядка на административных участках совместно с участковыми уполномоченными полиции;

– профилактика правонарушений среди несовершеннолетних совместно с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних;

– совместное патрулирование с нарядами патрульно-постовой службой полиции.

Взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами осуществляется по следующим направлениям:

совместный анализ состояний охраны общественного порядка;

взаимный обмен информацией;

совместное планирование и проведение некоторых мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка, по предупреждению и пресечению правонарушений;

совместное патрулирование;

инструктаж и обучение дружинников;

оказание дружинникам методической помощи в планировании и учете их работы.

Оценивая зарубежную практику взаимодействия полиции с населением в вопросах обеспечения общественного порядка и предупреждения преступности, можно сделать вывод, что это направление правоохранительной деятельности получило наибольшее развитие в США.

Это объясняется некоторыми факторами, характерными именно для этой страны, прежде всего – исторически сложившимися отношением граждан к участию в обеспечении охраны правопорядка, а также готовностью правительства финансировать программы по предупреждению преступности.

Исторический опыт и являющаяся закономерным результатом развития государственной и социальной системы свое­образная организация полицейских органов США привели к тому, что именно в этой стране возникли такие формы участия населения в правоохранительной деятельности, как общественная полиция и проблемно-ориентированная полиция.

Первая модель полицейской деятельности – «общественная полиция» – представляет собой привлечение населения к взаимодействию с полицией таким образом, чтобы возросла значимость и возможности гражданского общества в вопросах обеспечения порядка и безопасности в сообществе и решения возникающих проблем. В соответствии с этой моделью, действия полиции являются ответом на запросы населения.

Данная модель предполагает следующие направления полицейской активности:

обслуживание населения в районе; превентивные акции;

деятельность по формированию у населения чувства защищенности; усиление соответствующих позитивных установок среди обществен­ности, их формирование и поддержание;

развитие всех форм полицейской деятельности; сближение полиции и населения;

налаживание контактов с другими исполнительными органами и общественными объединениями.

Анализируя опыт правоохранительной деятельности в этом направлении, следует отметить, что при этом взаимодействие с добровольными организациями правоохранительной направленности стоит наравне с контактами с местными органами власти (вопросы организации охраны объектов муниципальной собственности, финансирования образовательных программ для населения, выделение времени на каналах местного телевидение и т. д.), школами (проведение «юридических уроков» для школьников, организация охраны школ и т. д.), молодежными организациями.

Очень близкой к модели «общественной полиции» является модель «проблемной ориентации», которая представляет собой специфическую активность полиции по идентификации возникающих проблем и выявлению их причин.

Базовая идея заключается в том, что в первую очередь нужно выявить причины возникновения проблем, и бороться с этими причинами.

Хотя и эта концепция деятельности полиции во многом рассматривает ее как организацию, предоставляющую населению специфические виды услуг, сообщество в данном случае является скорее «заказчиком», чем «равноправным партнером», как это предполагается концепцией «общественной полиции».

Большие успехи в деле участия населения в охране общественного порядка и профилактики правонарушений были достигнуты в Японии. В этой стране общественные организации практически взяли в свои руки профилактическую работу по предупреждению правонарушений, особенно среди несовершеннолетних.

Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, например, существуют так называемые наставники несовершеннолетних. Главное полицейское управление страны способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всего государства. С 1967 г.

в стране действует «Руководство по управлению системой наставников». В 1980 г. создан совет наставников несовершеннолетних.

Наряду с наставниками несовершеннолетних активную помощь полиции в предупреждении преступности среди подростков оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, работающие в специальных подростковых центрах.

Кроме того, население оказывает помощь подразделениям полиции, занимающимся предупреждением преступности. Эти добровольцы объединены в ассоциации содействия предупреждению преступности, предотвращению разбойных нападении на финансовые учреждения, предупреждению преступлений, совершаемых в многоквартирных домах.

Отдельные граждане работают инструкторами по предупреждению преступности среди населения и помощниками полиции по охране женщин от преступных посягательств. Среди обществ, которые оказывают помощь специальным подразделениям полиции, занимающимся несовершеннолетними, имеются такие, как Ассоциация матерей и Общество оздоровления условии жизни.

Несколько добровольных ассоциаций граждан способствуют работе транспортных подразделений полиции.

Заключение

Активизация деятельности по проведению в Российской Федерации политических, экономических, социальных и иных реформ сопряжена с наличием определенной криминогенной обстановки в стране.

Все это не может не отражаться на уровне правонарушений среди всех категорий граждан.

Статистические данные наглядно свидетельствуют о росте по ряду показателей количества противоправных деяний и о необходимости активизации работы подразделений полиции по предупреждению и пресечению правонарушений.

Министерство внутренних дел Российской Федерации в качестве приоритетных направлений деятельности системы МВД России указывает на различные направления работы, в том числе такие, как то:

– совершенствование управленческой системы МВД России;

-предупреждение и пресечение актов терроризма, перекрытие каналов финансирования террористических организаций, организованной преступности, коррупции;

– воссоздание системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений;

– совершенствование миграционного контроля и пресечение незаконной миграции;

– совершенствование системы реагирования на обращения граждан и усиление обратной связи с заявителями.

Все эти направления работы самым непосредственным образом связаны со служебной деятельностью участковых уполномоченных полиции, которые всегда находились и находятся на передовых рубежах борьбы с преступностью. Действенный и мощный заслон преступности невозможен без активизации оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции на закрепленных административных участках.

Кроме того важнейшими вопросами в этой работе так же являются:

формирование на административных участках, объектах оперативного обслуживания – активов общественности, которые способны реально оказывать содействие в поддержании правопорядка по месту проживания и работы граждан; разработка и реализация региональных программ совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции, обеспечение создания им необходимых условий для работы с населением, образование актива общественности, нормальных условий для проживания на обслуживаемом участке, обеспечения средствами связи, компьютерной техникой с поисковыми базами данных и многое другое.

Список используемой литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25.12.93.

Источник: https://studopedia.org/6-96829.html

О взаимодействии органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и безопасности

Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами

Статья посвящена некоторым вопросам взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и безопасности. Обращено внимание на зарубежный опыт такого взаимодействия.

В Толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова под взаимодействием понимается «взаимная связь, взаимная обусловленность» [1, с. 58]. Иными словами, взаимодействие представляет собой деятельность, которая согласована по времени, месту и целям применения сил и средств для достижения имеющихся задач.

Чаще всего взаимодействие осуществляется в следующих формах:

  • в форме непосредственного сотрудничества;
  • в форме обмена информацией.

Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и безопасности, предполагает следующие основные формы:

  • совместно проводимый анализ состояния охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  • разработка совместных мероприятий по профилактике противоправных деяний;
  • обучение и инструктаж участников общественных объединений методам и формам правоохранительной деятельности;
  • совместное с участковыми уполномоченными полиции обеспечение общественного порядка на административных участках;
  • профилактика противоправных деяний среди лиц, не достигших совершеннолетия, совместно с сотрудниками ПДН ОВД;
  • совместное патрулирование с нарядами ППСП.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и другим правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах, есть «участие граждан в охране общественного порядка» [2]. Кроме того, упомянутым законом определены формы и принципы участия граждан в охране общественного порядка, ограничения, которые связаны с их участием, внештатное сотрудничество с полицией, участие в деятельности народных дружин; устанавливаются основы материального стимулирования, льготы и компенсации народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции, регламентируются вопросы социальной и правовой защиты.

Самая распространенная и с положительной стороны зарекомендовавшая себя форма сотрудничества органов внутренних дел с общественными объединениями — это совместная деятельность с добровольными народными дружинами и казачьими войсковыми обществами [3, с. 256].

Следует признать, что отечественное законодательство в рассматриваемой области сравнительно молодое. До 2014 года единый нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы, связанные с участием граждан в охране общественного порядка, отсутствовал.

В некоторых регионах участие граждан в обеспечении правопорядка регулировалось подзаконными актами высших должностных лиц соответствующих субъектов РФ и местных органов исполнительной власти. В силу сказанного, для нас чрезвычайно важно обратиться к аналогичному зарубежному опыту.

В первую очередь это касается наиболее развитых в экономическом и политическом плане государств мира.

Говоря о зарубежной практике взаимодействия правоохранительных органов и населения в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, следует, в первую очередь, отметить американский опыт. И это не случайно.

Данное направление правоохраны в США весьма развито, что объясняется как традиционно сложившимся отношением самих американцев к участию в охране порядка, так и хорошим финансированием соответствующих программ со стороны правительства.

Начиная с восьмидесятых годов прошлого века в США стали активно развиваться такие формы участия граждан в работе полиции, как community policing (общественная полиция) и problem-oriented policing (проблемно-ориентированная полиция).

Суть «общественной полиции» состоит в привлечении граждан к совместной с полицией деятельности, в результате которой возрастает значимость, а также возможности гражданского общества в вопросах обеспечения правопорядка и общественной безопасности.

Указанная форма характеризуется следующими направлениями полицейской деятельности:

  • обслуживание населения в пределах района;
  • профилактические мероприятия;
  • работа по формированию у граждан чувства защищенности;
  • рост позитивных установок в среде общественности и их поддержание на высоком уровне;
  • совершенствование различных форм полицейской деятельности;
  • сближение населения и полиции;
  • установление тесных контактов с иными исполнительными органами и общественными объединениями.

Схожей с моделью «общественной полиции» является модель «проблемной ориентации», суть которой состоит в специфической деятельности полиции по выявлению имеющихся проблем и определению их причин.

Основная идея данной модели состоит в том, что в изначально следует выявить причины возникшей проблемы, а потом уже пытаться ликвидировать указанные причины. Несложно заметить, что эта форма деятельности полиции преимущественно рассматривает ее как структуру, предоставляющую гражданам определенные услуги.

В данном случае, в отличие от общественной полиции, сообщество выступает не «партнером», а скорее «заказчиком».

Не менее широкое распространение получила в США программа «Neighbourhood Watch» (в дословном переводе — «соседский дозор»), в соответствии с которой граждане используют для профилактики и борьбы с преступностью различные социальные сети и другие возможности Интернета (например, передают сведения о совершенных противоправных деяниях на защищенный адрес в «Твиттер»). Согласно статистическим данным, в районах, где используется указанная программа, регистрируется меньше преступлений [4, с. 219].

Ощутимые успехи в вопросах участия граждан в охране общественного порядка и безопасности отмечаются в Японии, где профилактическая работа по предупреждению противоправных деяний (особенно совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия) практически полностью находится в руках общественных организаций. В частности, в целях профилактики подростковой преступности, создан институт наставников несовершеннолетних. Главное полицейское управление государства всячески способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всей страны. Наряду с наставниками лиц, не достигших совершеннолетия, существенную помощь полиции в профилактике подростковой преступности оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, которые работают в специальных подростковых центрах.

Помимо этого, граждане оказывают активную помощь подразделениям полиции, которые осуществляют превенцию преступлений.

Добровольцы объединяются в ассоциации содействия предупреждению тех или иных видов преступлений (например, предотвращению краж в многоквартирных домах и т.п.).

Некоторые граждане осуществляют деятельность в качестве инструкторов по предупреждению преступности среди населения и помощников полиции по охране женщин от противоправных посягательств.

Очевидно, что некоторые аспекты взаимодействия полиции и населения в зарубежных странах (в т.ч. в США и Японии) могут быть востребованы и в России, в том числе в целях создания благоприятного общественного мнения о деятельности российской полиции.

Источник: https://novainfo.ru/article/11938

Помощь права
Добавить комментарий