Списание автомобиля после дтп

Списать авто после дтп

Списание автомобиля после дтп

Если после ДТП принадлежащий фирме автомобиль не подлежит восстановлению, остается только разобрать его на запчасти. Остаются ли они в собственности фирмы или переходят к страховщику, – зависит от условий договора страхования.

Оценка автомобиля В случае если годные части машины остаются в собственности ее владельца, возмещение определяется в размере страховой суммы за вычетом стоимости непереданных агрегатов. Их цена определяется на основании заключения эксперта. Также при расчете выплаты могут применяться нормы амортизационного износа.

Если по договору страхования остатки транспортного средства остаются в распоряжении фирмы, то нужно принять к учету по рыночной стоимости и металлолом, и годные запчасти.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Списать машину после ДТП?
  • Как снять машину с учета если она не на ходу
  • Снятие авто с учета после ДТП
  • Как списать автомобиль под «тотал», если сильно повреждены лонжероны?
  • Как по новым правилам снять машину с учета? Разные ситуации
  • Как списать машину в утиль? Порядок и правила оформления документов
  • Как изъять машину с учета после ДТП
  • Списание автомобиля после ДТП

Списать машину после ДТП?

В момент, когда я пересекала перекресток Бривибас гатве на зеленый свет, по главной дороге с левой стороны впереди меня выехал Audi. В результате я врезалась в заднюю боковую часть Audi. Шофер сразу свою вину признала и вызвала полицию. На фотографии, которую она сделала после аварии, можно видеть, что передняя часть машины основательно повреждена, охлаждающая жидкость вытекла.

В момент столкновения пострадала и передняя панель, потому что сработали подушки безопасности. Из личного архива Ремонтировать нет смысла Учитывая, что автомобиль был новым и с гарантией, он был доставлено в сервис Amserv Krasta на улице Краста, чтобы сделать экспертизу о размере повреждений.

Opel был изъят с учета Дирекции безопасности дорожного движения ДБДД и с актом приема-передачи отвезен к страховщику. У меня появились подозрения, и, посмотрев ближе, я поняла, что это мое авто!

Объявление было выставлено 15 марта, спустя четыре месяца после аварии, цена — евро. Код VIN идентификационный номер транспортного средства или номер шасси страхового документа, который был у Инги, а также знак регистрационного номера, размещенные в интернете, совпадали.

На фото в объявлении на надстройке не видно никаких следов повреждений, передняя панель тоже исправлена. В объявлении также указано, что у транспортного средства есть техосмотр — до конца декабря.

Инга пришла к выводу, что авто после перехода в имущество страховщика нашло нового хозяина, который его быстро починил и повторно выставил на продажу.

Страховщик продал битое авто BTA утверждает, что действовал согласно договору и законодательству. Перед продажей машина никак не ремонтируется, а продается такой, какая она есть, и покупателя информируют о ее состоянии. Что со сломанной машиной делает покупатель, ВТА не знает.

Страховщик отмечает — если новый хозяин хочет ее ремонтировать, он может это делать даже в случае, если этот шаг экономически невыгоден. Чтобы авто вывести из строя навсегда, его нужно списать в ДБДД и удалить из регистра.

Рассказ Инги торговца авто не удивляет: Техосмотр не нужен Неотвеченным остается вопрос об указанном в объявлении действующем техосмотре. Действительно ли тяжело пострадавшее авто удалось отремонтировать так, чтобы оно могло законно участвовать в транспортном сообщении, к тому же за расходы, которые дают смысл торговать машиной за евро компенсация за авто была евро?

Руководитель общественных отношений ДБДД Янис Айзпорс информирует, что это конкретное авто первый раз было зарегистрировано 21 декабря года и, как и у любого нового авто, у него был техосмотр на два года — до 21 декабря этого года.

Этот Opel был снят с учета примерно через две недели после аварии, 2 ноября прошлого года, а уже 28 ноября зарегистрирован на другого человека и обновлен на учете. Новый хозяин права на имущество получил от страховщика.

Из ответа ДБДД получается, что списания транспортного средства не произошло — было только признание страховщика, что авто не подлежит эксплуатации, что не означает необратимое снятие с дороги. Правила предусматривают, что у авто, обновленного на учете, все еще действует техосмотр.

И получается, что эту конкретную машину после ремонта не нужно было везти в ДБДД. ДБДД объясняет, что в случаях, когда на место аварии приезжает Госполиция, у нее есть право аннулировать техосмотр пострадавшего авто, если будет констатировано, что повреждения серьезные.

Но этого, видимо, не произошло.

На вопрос о том, попадала ли машина в аварию, ответ был таков: На вопрос о том, сработали ли подушки безопасности во время столкновения и были ли установлены новые, был честный ответ — подушки сработали, новые не установлены. Нужно напомнить, что, согласно правилам, транспортные средства должны быть оснащены предусмотренными производителем подушками безопасности.

Если их нет или они не работают, во время техосмотра дадут оценку 2 — у транспортного средства констатированы существенные повреждения или недостатки, которые влияют на окружающую среду или могут влиять на безопасность движения.

Наклейку технического осмотра выдают, но информация об авто и срок, до которого разрешено участвовать в дорожном движении, указан на черном фоне.

Такое транспортное средство разрешено эксплуатировать в Латвии 30 дней от проведения основной проверки. В это время нужно исправить обнаруженные недостатки или нарушения и провести повторную проверку.

Сложно судить, как часто такие случаи возникают на рынке пользованных машин в Латвии, когда пострадавшее в аварии авто, которое страховщик называет неисправным, реанимируют и возвращают в транспортное сообщение в рамках одного техосмотра — как новое.

Остается только пожелать потенциальным покупателям быть особенно внимательными и выяснить максимально много информации об истории авто перед его покупкой. Рекомендуем “Куда уходит детство”: Алла Пугачева спела для дочери, вызвав восторг поклонников Романтика в городе: Элтон Джон с мужем Дэвидом Фернишем и детьми в Милане.

Как снять машину с учета если она не на ходу

О порядке взыскания ущерба с работника и его документальном оформлении см.: В бухучете вы перестаете начислять ее с месяца, следующего за месяцем выбытия машины п. Если в вашем договоре нет пункта о том, что после наступления страхового случая останки автомобиля остаются у страховщика, то, осмотрев машину, комиссия сама решит, можно ее ремонтировать или не стоит.

Контакты Как по новым правилам снять машину с учета? Разные ситуации Несмотря на то, что пресс служба ГИБДД активно информирует авто владельцев через различные СМИ по любым поводам, всё равно момент того, как снять машину с учёта в году, остаётся не до конца выясненным, и у водителей возникает масса вопросов.

Основанием для этого служит Акт о списании автотранспортных средств форма ОС-4а , где в числе прочих реквизитов присутствует графа, в которой проставляется дата снятия автомобиля с регистрационного учета в ГИБДД.

Кстати, Росстат настаивает, что при списании ТС в бухгалтерскую службу вместе с актом должен передаваться документ, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции. Наличие незаполненных реквизитов в унифицированных формах не допускается п.

На металлолом Если желающих приобрести битый автомобиль не нашлось, можно продать его на металлолом специализированной организации ст.

Снятие авто с учета после ДТП

Идут судебные разбирательства по установлению виновных лиц. Организация рассматривает возможность списания транспортного средства. Вопросы восстановительного ремонта, страхового возмещения, передачи поврежденного транспортного средства страховой организации, а также вопросы начисления транспортного налога и НДС не рассматриваются.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Транспортное средство может быть списано в бухгалтерском и налоговом учете в случае невозможности использования автомобиля в целях получения экономической выгоды в будущем на основании заключения комиссии назначенной приказом организации либо в случае выбытия в связи с продажей.

Начисление амортизации следует прекратить с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта с бухгалтерского налогового учета.

При этом налогоплательщику нужно оценить налоговые риски, связанные с признанием расходов на ликвидацию объекта основных средств необоснованными, так как налоговые органы могут признать решение о ликвидации не соответствующим степени повреждения транспортного средства.

Как списать автомобиль под «тотал», если сильно повреждены лонжероны?

ЕЛЕЗОВ Списание автомобиля после дорожно-транспортного происшествия Большинство организаций используют в своей деятельности автомобили.

Но что делать, если случилось дорожно-транспортное происшествие и автомобиль невозможно дальше эксплуатировать? Выход один — списать его с баланса компании.

В случае выбытия автомобиля или если он не способен приносить организации экономические выгоды доход в будущем, его стоимость подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Списание казенным учреждением силовых структур автомобиля с учета Так, для списания автомобиля с учета в учреждении ФСИН необходимо представить следующий пакет документов:

Бухгалтерский учет декабря Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы по восстановлению автомобиля организации после ДТП, в котором виновник водитель организации.

По приказу руководителя расходы по восстановлению нашего автомобиля водитель не возмещает, они производятся за счет организации. Автомобиль не использовался более года, приказа о консервации не было, амортизация начислялась.

Нужно ли было приостановить начисление амортизации?

Как по новым правилам снять машину с учета? Разные ситуации

Подала машину по договору купли продажи, так как машина после ДТП, а 20 на неё наложили арест из-за судебного иска, новый владелец не может его зарегистрировать. Как быть и что делать? Поскольку Вы продали автомобиль по договору купли-продажи, собственником автомобиля уже является другой человек.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как сдать машину в утиль и снять с учета?

Эти расходы отражаются в строке Если во время ликвидации автомобиля получены запасные части и другие ТМЦ, то их стоимость включается в состав других доходов предприятия на основании п. Таким образом корректируется сумма расходов, определенная согласно п.

Эти доходы отражаются в приложении IД, в строке Налоговый учет по НДС В случае когда предприятие принимает решение о ликвидации автомобиля после ДТП, возникает вопрос о начислении НДС, если во время его ликвидации предприятие является плательщиком этого налога.

Ответ будет зависеть от того, в каком состоянии автомобиль:

Как списать машину в утиль? Порядок и правила оформления документов

Моментальный расчет и сравнение цен Процедура снятия машин с учета прописана Административным регламентом по регистрации автомобильного транспорта. Когда автовладелец решил отправить машину в утиль по специальной государственной программе, то он снимает ее с учета для прекращения уплаты налога на транспортное средство.

Закон предусматривает полную и частичную утилизацию автомобиля. При частичной утилизации, автовладелец может оставить себе некоторые запчасти и агрегаты машины. Теперь, водитель имеет право обратиться в любое близлежащие отделение ГИБДД с заявлением о снятии транспортного средства с учета.

Процедура снятия автомобиля с учета Как снять машину с учета после ДТП?

Как бухгалтеру поступить с запчастями, в которые превратился автомобиль после ДТП?.

Когда снимать машину с учета и прекращать регистрацию? Первый шаг — снятие автомобиля с учета По правилам ГИБДД, необходимо обращаться с заявлением о снятии транспортного средства с учета в нескольких случаях: При угоне транспортного средства или после кражи. В этом случае правонарушение должно быть зафиксировано в полиции, а водитель должен снять машину с регистрационного учета. При утилизации.

Как изъять машину с учета после ДТП

Стандартный порядок списания авто с учета выглядит следующим образом: Собрать необходимый перечень документов данный пункт будет рассмотрен ниже подробней. Если транспортное средство находится не в рабочем состоянии, то едем в ГАИ оплачиваем квитанции и оформляем заявление о снятии с регистрации.

Списание автомобиля после ДТП

В момент, когда я пересекала перекресток Бривибас гатве на зеленый свет, по главной дороге с левой стороны впереди меня выехал Audi. В результате я врезалась в заднюю боковую часть Audi. Шофер сразу свою вину признала и вызвала полицию.

Снятие для продажи Развернуть В жизни каждого автомобилиста может произойти ситуация, в результате которой собственник перестаёт видеть в своём автомобиле средство передвижения ДТП, критическое старение авто, серьёзная поломка и т. При этом государством в лице ГИБДД и налоговых органов такая собственность, независимо от аварийного состояния, продолжает считаться объектом налогообложения п.

По результатам проведенной независимой экспертизы автомобиль не подлежит восстановлению. По решению суда водитель должен возместить организации ущерб в сумме, равной остаточной стоимости автомобиля. Водитель на предприятии уже не работает. Какие надо сделать проводки в бухгалтерском учете, чтобы показать ущерб долг водителя , списать остаточную стоимость автомобиля и т.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Автомобиль после ДТП. Сколько можно заработать на этом

Источник: https://charlotte-pringuey-cessac.com/nalogovoe-pravo/spisat-avto-posle-dtp.php

Автомобиль после ДТП в бухгалтерском учете

Списание автомобиля после дтп

Если после ДТП принадлежащий фирме автомобиль не подлежит восстановлению, остается только разобрать его на запчасти. Остаются ли они в собственности фирмы или переходят к страховщику, – зависит от условий договора страхования.

Оценка автомобиля

В случае если годные части машины остаются в собственности ее владельца, возмещение определяется в размере страховой суммы за вычетом стоимости непереданных агрегатов. Их цена определяется на основании заключения эксперта. Также при расчете выплаты могут применяться нормы амортизационного износа.

Если по договору страхования остатки транспортного средства остаются в распоряжении фирмы, то нужно принять к учету по рыночной стоимости и металлолом, и годные запчасти.

Соответственно, в налоговом учете признаются внереализационные доходы от оприходования этих ценностей и в виде суммы страхового возмещения.

Учитывается и внереализационный расход на ликвидацию битого автомобиля, включая суммы недоначисленной амортизации (п. 13 ст. 250 НК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Кроме того, следуя разъяснениям чиновников, придется восстановить входной НДС с остаточной стоимости машины, если он списывается до окончания срока амортизации.

В бухучете годные запчасти отражаются по счету 10 «Материалы» по текущей рыночной цене, которая одновременно признается прочим доходом, как и сумма страхового возмещения.

Учет запчастей

Предположим, битое транспортное средство было застраховано по КАСКО.

Если по договору страхования остатки транспортного средства остаются в распоряжении фирмы, то нужно принять к учету по рыночной стоимости и металлолом, и годные запчасти.

Цена ремонта застрахованного авто превысила 85 процентов страховой стоимости. В этой связи страховая компания приняла решение выплатить возмещение на условии «полной гибели» в сумме 200 000 руб. (расчет суммы произведен с учетом износа автомобиля с уменьшением на стоимость годных запчастей).

Годные части машины остаются в распоряжении фирмы, согласно оценке эксперта, их рыночная стоимость составляет 50 000 руб.

В учете отражаются следующие проводки:

Дебет 10-5 (10-6), Кредит 91-1

– 50 000 руб. – приняты к учету годные запчасти и металлолом;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по страхованию КАСКО», Кредит 91-1

– 200 000 руб. – начислено страховое возмещение;

Дебет 51, Кредит 76, субсчет «Расчеты по страхованию КАСКО»

– 200 000 руб. – страховое возмещение перечислено на расчетный счет.

Абандон

Перейдем ко второму варианту и рассмотрим ситуацию, когда годные остатки передаются в собственность страховой компании (абандон). В этом случае владельцу битого автомобиля выплачивается полная страховая сумма.

К сожалению, в настоящее время нет единого подхода к учету рассматриваемой операции. Многообразие мнений обусловлено неоднозначностью в толковании законодательных норм, в связи с чем нельзя ответить на два ключевых вопроса: признается ли данная сделка реализацией, и какой объект передается страховой компании – автомобиль или годные остатки (запчасти и металлолом).

Сторонникам точки зрения, что передача права на абандон не признается реализацией, налоговых споров не избежать. Тем не менее, приведу доводы в защиту мнения.

В гражданском законодательстве сделки по купле-продаже и страхованию регулируются самостоятельными главами.

А поскольку абандон заявляется по условиям договора страхования (а не в рамках соглашения купли-продажи), то при переходе прав собственности на битый автомобиль от фирмы к страховщику не возникает реализации, облагаемой НДС (ст. 39, 146 НК РФ).

Кроме того, следуя разъяснениям чиновников, придется восстановить входной НДС с остаточной стоимости машины, если он списывается до окончания срока амортизации.

Есть менее категоричная точка зрения. Но и она не исключает рисков претензий налоговых контролеров. Суть в следующем. Так как автомобиль после ДТП невозможно восстановить, он списывается с одновременным оприходованием металлолома.

Получается, что страховой компании передается не машина, а годные остатки, то есть металлолом. И такая сделка, хоть и признается реализацией, но не облагается НДС в силу подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Опять же, появление необлагаемых операций может привести к обязанности вести раздельный учет и необходимости восстановления НДС с остаточной стоимости ТС (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Существует и третий подход. По моему мнению, он позволяет минимизировать риски налоговых споров. Опишу его детальнее.

Условно в страховом возмещении можно выделить две составляющие:

– непосредственное возмещение ущерба (НДС не облагается; включается во внереализационные расходы при расчете налога на прибыль);

– оплата стоимости поврежденного автомобиля, от которого компания отказывается в пользу страховщика (для целей исчисления НДС и налога на прибыль это доход от реализации транспортного средства).

В рассматриваемой схеме организация отражает в учете реализацию поврежденного транспортного средства, как объекта основных средств (а не реализацию годных остатков).

Такое правоприменение соответствует формулировке пункта 5 статьи 10 Закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: страхователь может отказаться от прав именно на застрахованное имущество, каковым и является транспортное средство.

Кроме того, законность использования метода подтверждается в Постановлении ФАС Московского округа от 14 октября 2011 года № А40-10959/11-107-49.

Передача транспорта

Предположим, битое транспортное средство из первого примера было застраховано по КАСКО. Чтобы получить полную сумму страхового возмещения, фирма заявила право на абандон.

Битый автомобиль, который будет передан страховой компании, оценен экспертом в 50 000 руб. Страховщик выплатил возмещение в сумме 250 000 руб. (с учетом произведенной экспертом оценки битого ТС и его износа на момент ДТП).

Тогда бухгалтеру нужно сделать следующие проводки:

Дебет 76, субсчет «Расчеты по страхованию КАСКО», Кредит 91-1

В бухучете годные запчасти отражаются по счету 10 «Материалы» по текущей рыночной цене, которая одновременно признается прочим доходом, как и сумма страхового возмещения.

– 59 000 руб. – отражен доход от реализации битого автомобиля с учетом НДС;

Дебет 91-2, Кредит 68 «НДС»

– 9000 руб. (50000 * 18%) – начислен НДС;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по страхованию КАСКО», Кредит 91-1

– 191 000 руб. (250000 – 59000) – признан доход от страхового возмещения;

Дебет 51, Кредит 76, субсчет «Расчеты по страхованию КАСКО»

– 250 000 руб. – поступили денежные средства от страховой компании.

На практике иногда бухгалтеры относят остаточную стоимость списываемого авто на расчеты со страховой компанией (Дебет 76 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»).

В этом случае не покрытые возмещением потери включаются в состав прочих расходов (Дебет 91-2 Кредит 76) либо, если полученная страховка перекрывает потери, сумма превышения относится к прочим доходам (Дебет 76 Кредит 91-1).

По моему мнению, подобное отражение операций не в полной мере соответствует нормам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, согласно которым возмещение ущерба и потери от причиненных убытков признаются соответственно прочими доходами и расходами.

04 Февраля 2013, 12:00

Источник: http://www.raschet.ru/articles/15/9595/

Служебный автомобиль попал в ДТП

Списание автомобиля после дтп

Достаточно распространенная практика — предприятия владеют автомобилями, а водители являются наемными работниками этих предприятий.

Никто не застрахован от попадания в ДТП, хотя основное стремление каждого водителя — избежать такой ситуации.

Как отразить в бухгалтерском учете предприятия последствия такого неприятного события? А если после ДТП есть не только нанесенный предприятию ущерб в виде разбитого автомобиля, но и пострадавшее третье лицо?

Учет понесенного ущерба (разбитого авто)

Для начала рассмотрим аспекты, связанные с тем, что является уже свершившимся фактом по результату ДТП и касается исключительно материальной стороны: автомобиль разбит или частично поврежден, предприятию нанесен материальный ущерб. Вариантов развития событий в ответ на это очень неприятное событие может быть только два:

  • поремонтировать автомобиль

или

Понятное дело, что на принятие решения может повлиять степень/размер нанесенных автомобилю повреждений.

В свою очередь: списание следует осуществлять по общим правилам списания каких-либо основных средств, заручившись лишь более полным комплектом документации, в т.ч. и специальной, являющейся обязательной при оформлении ДТП и его последствий.

Выполнение данной процедуры урегулировано р. 8 Методрекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденых приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561 (далее — Методрекомендации № 561, а именно:

  • постоянно действующая комиссия на предприятии после проведения непосредственного осмотра такого автомобиля устанавливает причины несоответствия его критериям актива, определяет лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие данного основного средства из эксплуатации, вносит предложения по их ответственности; далее определяет возможность продажи (передачи) такого объекта другим предприятиям, организациям и учреждениям или использования его отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации), устанавливает их количество и стоимость; затем составляет и подписывает акты на списание данного основного средства (п. 41 Методрекомендаций № 561);
  • при списании автомобиля после ДТП к акту по такому списанию должна прилагаться копия акта ДТП, а к регистрам аналитического учета по данному автомобилю — все документы, которыми оформлен факт выбытия этого основного средства (п. 42 Методрекомендаций № 561).

Вместе с тем последующий ремонт автомобиля — это операции, отражение в учете которых содержит целый ряд нюансов. Остановимся на них.

Как только прозвучит слово «ремонт», от любого бухгалтера в ответ последует вопрос-уточнение относительно того, о каком ремонте идет речь: капитальном или текущем? А может, имеется в виду улучшение основного средства?

Сразу же подчеркнем: капитальный или текущий ремонт — не столь принципиально для бухгалтерского учета. Это лишь повлияет на величину последующих расходов предприятия: чем больше повреждений нанесено автомобилю в ДТП, тем возрастает вероятность отнесения последующего ремонта к капитальному (и, соответственно, к более дорогостоящему).

А вот ремонт или улучшение — это принципиально разные вещи. Ведь в соответствии с п.

15 П(С)БУ 7 «Основные средства» ремонт — это расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования и включаются в состав расходов периода.

Вместе с тем согласно п. 4 П(С)БУ 7 улучшения — это капитальные инвестиции в необоротные материальные активы, которые увеличивают первоначальную (переоцененную) стоимость.

Можно с высокой долей вероятности предположить: то, что будет происходить с автомобилем после ДТП, является в первую очередь ремонтом. И только во вторую очередь, если замена узлов и агрегатов автомобиля будет просто революционной, — потенциально может быть расценено и признано его последующим улучшением.

Остановимся на ремонте

Порядок отражения в учете предприятия ремонтов и улучшений всех основных средств, а значит, и автомобилей в том числе, урегулирован р. 6 Методрекомендаций № 561, в частности:

  • решение о необходимости проведения ремонтных работ и их характере должно приниматься руководителем предприятия с учетом результатов анализа произошедшей ситуации и существенности данных расходов, оформляться документально — приказом или распоряжением (п. 29 Методрекомендаций № 561);
  • расходы на ремонт должны быть признаны расходами периода (п. 30 Методрекомендаций № 561);
  • прием законченных ремонтных работ должен быть оформлен актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (п. 28 Методрекомендаций № 561).

Руководствуясь нормами Методрекомендаций № 561, в самом порядке отражения в бухучете ремонтов автомобиля после ДТП нет ничего особенного, что отличало бы такие ремонты от ремонтов прочих основных средств.

Вместе с тем возмещение нанесенного предприятию ущерба в результате ДТП, как и процедура оценки величины этого ущерба, осуществляется и, соответственно, отражается в бухучете, учитывая определенные особенности, а именно:

  • характер взаимоотношений Предприятие (владелец автомобиля) – Водитель;
  • период/время произошедшего ДТП (в рабочее время — в период исполнения водителем своих должностных обязанностей или в другое время);
  • виновник ДТП;
  • наличие/отсутствие страхового полиса и прочих необходимых документов у водителя на момент произошедшего ДТП;
  • наличие/отсутствие третьей стороны в произошедшем ДТП (не Предприятие и не Водитель);
  • наличие/отсутствие страхового полиса у третьей стороны в произошедшем ДТП.

А сейчас последовательно рассмотрим все вышеперечисленные составляющие, которые могут оказать влияние на порядок осуществления и, соответственно, отражения в бухучете понесенного ущерба за разбитый/поврежденный в ДТП автомобиль.

Характер взаимоотношений Предприятие (владелец автомобиля) – Водитель

Прежде всего рассмотрим типовой случай, когда водитель — это наемный работник предприятия — владельца автомобиля и данные взаимоотношения оформлены в соответствии с нормами КЗоТ.

А раз между водителем и его работодателем взаимоотношения оформлены согласно действующему законодательству, то имеет место трудовой договор или контракт. Следовательно, материальная ответственность водителя за имущество работодателя закреплена на законодательном уровне — в соответствии с нормой ст. 130 КЗоТ:

«Работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей».

Как видим, ключевым в данной ситуации можно обозначить обстоятельство — нарушил или НЕ нарушил своих трудовых обязанностей водитель — наемный работник. В том случае, если по результатам рассмотрения и анализа всех причин произошедшего ДТП выяснится, что водителем — наемным работником были нарушены его трудовые обязанности, то в соответствии с нормой ст.

130 КЗоТ материальная ответственность на него может быть возложена независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Не может быть возложена на него ответственность за вред, который «относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за вред, причиненный работником, находившимся в состоянии крайней необходимости».

Для понимания того, должен ли водитель, попавший на автомобиле предприятия в ДТП, возмещать предприятию ущерб за поврежденный автомобиль, установить еще и следующее:

  • был ли нанесен этот ущерб по вине такого водителя

или

  • ущерб был нанесен ввиду того, что водитель находился в безвыходном положении (о виновнике ДТП — далее по тексту).

Дополнительно напомним, что в письме Минтруда и соцполитики Украины от 12.10.2010 г. № 312/13/116-10 однозначно указывалось:

«…в случае если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя — наемного работника, то необходимо доказать, что ущерб причинен вследствие противоправных действий (бездействия) указанного работника, и только тогда на такого работника может быть возложена материальная ответственность за причиненный ущерб».

 Период/время произошедшего ДТП

Среди прочего важным является еще на один нюанс: то, что водитель находился за рулем автомобиля, попавшего в ДТП, еще не значит, что именно в это время он исполнял свои должностные обязанности как наемный работник. И подкреплением данного тезиса является изложенная в письме Фонда соцстрахования от НСП от 06.06.2017 г. № 99-05-13 позиция:

«…если водитель попал в ДТП и получил травму на служебном автомобиле, выполняя задание по распоряжению работодателя, что подтверждается, в частности, путевым листом и другими соответствующими документами, то расследование несчастного случая должно быть проведено в соответствии с Порядком № 1232. При этом комиссия должна определить, связан или не связан несчастный случай с производством. При других обстоятельствах расследование случая травмирования водителя должно быть проведено в соответствии с Порядком № 270».

 Порядок № 1232 — нормативный документ, определяющий процедуру проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, произошедших с работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности или в их филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях.

Порядок № 270 — нормативный документ, определяющий механизм расследования и ведения учета несчастных случаев непроизводственного характера, произошедших с гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства на территории Украины.

Более того, установление обстоятельств пребывания водителя за рулем автомобиля предприятия значимо не только с позиции классификации ДТП как несчастного случая. Это крайне важно еще и для определения последующего порядка возмещения нанесенного предприятию ущерба в виде разбитого автомобиля.

И здесь стоит подчеркнуть: если водитель пребывал за рулем автомобиля НЕ при исполнении своих должностных обязанностей как наемного работника, а использовал служебный автомобиль в личных целях — ему придется возмещать нанесенный предприятию ущерб.

А повлиять на это может только уточнение следующего вопроса: кто именно был виновником ДТП, вследствие которого автомобиль был поврежден?

Ведь в соответствии с нормой ч. 1 ст. 1166 ГКУ:

«…имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, причинившим вред».

А согласно нормы ч. 2 ст. 1166 ГКУ лицо, причинившее вред, может быть освобождено от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Виновник ДТП

Ключевым моментом в ДТП по многим причинам всегда является определение лица, виновного в совершении данного ДТП.

Источник: https://midas-2002.com.ua/konsultatsii/avtomobil-na-predpriyatii/sluzhebnyj-avtomobil-popal-v-dtp.html

«Несчастное» трио: ДТП, ликвидация объекта ОС, страховое возмещение. Н

Списание автомобиля после дтп

Составлен акт — определен размер страховой выплаты

Первый этап, с которым предприятие сталкивается в такой неприятной ситуации, — документирование факта ДТП для выяснения нанесенного ущерба и установления суммы страховой выплаты.

Как правило, за поврежденный в результате ДТП застрахованный автомобиль выплата страхового возмещения согласно условиям договора страхования производится на основании (1) страхового акта и (2) заявления страхователя ( ст. 25 Закона о страховании).

Аварийный комиссар (уполномоченное лицо страховщика) на основании проведенного исследования и собранных документов составляет страховой акт (аварийный сертификат) в 2 экземплярах — один выдает страховщику. В страховом акте отражаются дата, время и место наступления страхового случая, а также причины повреждения или гибели застрахованного имущества, размер полученного страхователем ущерба.

Сам же размер страховой выплаты (страхового возмещения) определяется договором страхования. Он не может превышать размера прямого убытка, понесенного страхователем.

Размер страховой выплаты, как правило, уменьшается на сумму франшизы

Обратите внимание! Согласно п. 2.

4 Методики № 142 стоимость материального убытка (реальных убытков) определяется как стоимостное значение расходов, которые несет владелец в случае повреждения или разукомплектования колесного транспортного средства (КТС), с учетом физического износа и расходов, которые несет или может понести владелец для восстановления своего нарушенного права пользования КТС (потери товарной стоимости).

При этом, если стоимость восстановительного ремонта, с учетом коэффициента физического износа аварийно поврежденного КТС, превышает его рыночную стоимость без указанных повреждений, то восстановление такого КТС является экономически нецелесообразным (п. 7.17 Методики № 142).

Бухгалтерский учет. Сумма страхового возмещения от страховщика, компенсирующая убыток вследствие наступления страхового случая, признается дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода ( п. 19 П(С)БУ 15).

Уже в периоде составления страхового акта (аварийного сертификата) предприятие должно показать доход

Доход в сумме страхового возмещения отражается по кредиту субсчета 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».

Налог на прибыль. Бухучетный доход увеличит объект обложения налогом на прибыль, причем уже в периоде (!) составления страхового акта. При этом без разницы, какой статус у налогоплательщика: малодоходник он или высокодоходник, корректирующий финрезультат на разницы.

Напомним для сравнения, что в дореформенный период (до 01.01.2015 г.) по налоговым правилам при наступлении страхового случая объект налогообложения не увеличивался так сразу: плательщики ожидали периода фактического поступления денег от страховщика (см. дореформенный п.п. 140.1.6 НКУ).

НДС-учет. Начисление страховых сумм не имеет никаких НДС-последствий для сторон, так как это необъектная операция ( п.п. 196.1.3 НКУ). Об этом говорят и налоговики (см. подкатегорию 101.13.

03 БЗ): поскольку предоставление услуг по страхованию и перестрахованию не является объектом обложения, то выплата страховых платежей не является объектом обложения НДС, и операция по получению таких страховых платежей или операция по их выплате не изменяет сумму налогового кредита или налоговых обязательств ни у застрахованного лица, ни у страховой компании (страховщика).

Ликвидация уничтоженного объекта ОС

Бухгалтерский учет. В соответствии с п. 6 П(С)БУ 7 объект ОС признается активом, если существует вероятность получения в будущем экономических выгод от его использования. Если объект перестает соответствовать этому критерию (в нашем случае вследствие его уничтожения), то согласно п. 33 П(С)БУ 7 его стоимость подлежит списанию с баланса*.

Основанием для такой операции может служить Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОЗ-4 (форма этого первичного документа утверждена приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. № 352), который составляется постоянно действующей комиссией и подписывается руководителем. При этом к Акту необходимо также приложить копию акта аварии (п.

42 Методрекомендаций № 561).

Начисление амортизации по уничтоженному объекту ОС необходимо прекратить со следующего месяца после его выбытия из состава ОС ( п. 29 П(С)БУ 7).

Разницу между первоначальной (переоцененной) стоимостью ликвидируемого объекта ОС и накопленной суммой амортизации (износа) относят в состав прочих расходов того периода, в котором проведена ликвидация. В составе таких расходов отражают и расходы, связанные с ликвидацией объекта ОС: на разборку, транспортировку и пр. ( п. 29 П(С)БУ 16).

Полученные в результате ликвидации объекта материальные ценности следует оприходовать по чистой стоимости реализации или цене возможного использования. Одновременно их стоимость надо включить в состав прочих доходов (субсчет 746).

НДС-учет. С точки зрения НДС ликвидация ОС по самостоятельному решению плательщика приравнивается к его поставке ( п. 189.9 НКУ). Но у нас особый случай, попадающий под исключения, прописанные в этом пункте.

Начислять налоговые обязательства по НДС при ликвидации уничтоженного в объекта ОС не нужно

Главное здесь — подать документы об уничтожении ОС вместе с декларацией по НДС, подаваемой за период ликвидации объекта ОС (см. подкатегорию 101.05 БЗ).

Рекомендованные документы об уничтожении: Акт на списание основных средств по форме № ОЗ-3 или Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОЗ-4; копия акта аварии.

Подаваться любые приложения к декларации по НДС должны в электронном виде ( пп. 46.4, 49.4 НКУ).

И еще один важный момент. Если при покупке ликвидируемого объекта ОС суммы НДС были включены в налоговый кредит, то не исключено, что налоговики потребуют, опираясь на п. 198.5 НКУ, начислить налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой стоимости объекта ОС на начало периода ликвидации.

Такое начисление они связывают с тем, что объект ОС якобы не будет использоваться в хоздеятельности (см. подкатегорию 101.05 БЗ). Следуя новым правилам, действующим с 01.07.2015 г.

, для этих целей составляется сводная НН с типом причины «13» (не позднее последнего дня отчетного периода) и регистрируется в ЕРНН.

Но (!) на наш взгляд, нормы п. 198.5 НКУ не должны касаться случая ликвидации объекта ОС в связи с его полным уничтожением, и начислять налоговые обязательства не нужно. Ведь после ликвидации объект использованию вообще не подлежит (а тем более в необлагаемой, в необъектной, в нехозяйственной деятельности, и уж точно не станет непроизводственным объектом ОС).

Если после ликвидации объекта остаются комплектующие изделия, составные части, компоненты или другие отходы, то при их оприходовании на материальные счета с целью использования в хозяйственной деятельности налоговые обязательства по НДС не начисляются ( п. 189.10 НКУ, подкатегория 101.06 БЗ).

Далее продавая запчасти и прочие компоненты, придется, как при обычной поставке товаров, начислить налоговые обязательства по НДС.

База налогообложения при этом определяется исходя из договорной стоимости, но (!) при этом должна быть не ниже цены приобретения товара ( п. 188.1 НКУ).

За минимальную базу принимаем первоначальную стоимость продаваемых запчастей (т. е. ту, которая сформировалась по дебету субсчета 209).

Другое дело, когда остатки ликвидированного объекта ОС плательщик реализует как металлолом. В таком случае действует освобождение от НДС, предусмотренное п. 23 подраздела 2 ХХ НКУ. До 1 января 2017 года освобождаются от обложения НДС операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов по перечню, утвержденному постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 15.

Но и в первом, и во втором случае плательщик должен составить обычную НН (правда, во втором случае с пометкой «Без ПДВ») и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Налог на прибыль. При ликвидации объекта ОС высокодоходному плательщику (с годовым доходом более 20 млн грн.

), а также малодоходнику, принявшему решение вести налоговый учет с учетом разниц, придется откорректировать финрезультат на одну из разниц по учету ОС — разницу между бухгалтерской и налоговой остаточной стоимостью ликвидируемого объекта ( пп. 138.1 и 138.2 НКУ).

Для этого к бухгалтерскому финрезультату следует приплюсовать бухгалтерскую остаточную стоимость ликвидируемого объекта и тут же отминусовать налоговую остаточную стоимость ликвидируемого объекта.

Малодоходные плательщики (с годовым доходом не более 20 млн грн) при определении налога на прибыль должны ориентироваться исключительно на бухгалтерский финрезультат.

Получение страхового возмещения

Для бухгалтерского учета это просто приятная операция. Доход по этой сумме уже отражен в учете, поэтому предприятию следует сумму страхового возмещения просто учесть по Дт 311.

Для налогового учета также не будет никаких последствий. По прибыли: доход был показан тоже по начислению. Поэтому поступление денег на счет плательщика не изменит объект налогообложения в периоде их зачисления.

По НДС также никаких последствий: получение страхового возмещения — необъектная операция ( п.п. 196.1.3 НКУ, подкатегория 101.13.03 БЗ).

Порядок учета ликвидации в ДТП объекта ОС в результате наступления страхового случая, а также учет получения страхового возмещения закрепим на примере.

Пример.По факту наступления страхового случая (автомобиль попал в ДТП) составлен страховой акт. Страховая компания признала полное уничтожение автомобиля, оценив остатки авто в сумму 7000 грн.

Страхователем подано заявление на выплату страхового возмещения в сумме 78400 грн. (страховая сумма — 80000 грн. за вычетом — 2 % франшизы в сумме 1600 грн.). Первоначальная стоимость автомобиля — 140000 грн.

, сумма начисленного износа — 60000 грн.

В учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Учет ликвидации объекта ОС после аварии и получения страхового возмещения

№ п/п

хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1. Автомобиль попал в ДТП

1

Отражен доход на основании страхового акта при наступлении страхового случая (за вычетом франшизы — 1600 грн.)

375

719

78400

2. Ликвидация пострадавшего в ДТП автомобиля

2

Списана сумма износа ликвидированного автомобиля

131

105

60000

3

Включена в расходы остаточная стоимость списанного автомобиля

976

105

80000

4

Оприходованы запчасти, полученные от разборки автомобиля

209

746

5000

5

Оприходован металлолом от разборки автомобиля

209

746

2000

3. Реализация остатков от пострадавшего автомобиля

6

Реализованы запчасти, полученные от разборки автомобиля

361

712

6000

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

1000

8

Списана себестоимость реализованных запчастей

943

209

5000

9

Поступила оплата за реализованные запчасти

311

361

6000

10

Реализован металлолом

377

712

2000

11

Списана себестоимость реализованного металлолома

943

209

2000

12

Поступила оплата за реализованный металлолом

311

377

2000

4. Получено страховое возмещение

13

Получено страховое возмещение

311

375

78400

выводы

  • В бухучете доход на сумму страхового возмещения признается в периоде составления страхового акта (аварийного сертификата). В этом же периоде увеличивается и объект обложения налогом на прибыль.

  • Начисление страховых сумм — необъектная операция для НДС.

  • При ликвидации уничтоженного объекта ОС бухгалтерский финрезультат уменьшат расходы в сумме остаточной стоимости объекта ОС. Оприходованные остатки объекта увеличат доход. Высокодоходникам придется скорректировать финрезультат на «ликвидационную» разницу.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2015/october/issue-81/article-12113.html

Помощь права
Добавить комментарий