Применение оружия сотрудниками пограничных органов

Госдума разрешила ФСБ применять оружие при скоплении людей для предотвращения теракта

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла закон, который устанавливает порядок применения оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ. Ко второму чтению в тексте появилась важная норма о праве сотрудников спецслужбы брать отпечатки пальцев при пересечении границы РФ у лиц, которые, по данным ФСБ, могут быть завербованы для участия в террористической деятельности.

Дактилоскопия

В частности, ФСБ сможет “получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев или ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих госграницу РФ, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность”, говорится в новой редакции текста. Перечень таких признаков и порядок получения биометрических данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации будет определяться руководителем ФСБ.

“Мы здесь расширяем возможности ФСБ”, – подтвердил ТАСС докладчик по законопроекту, зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. По его словам, сейчас таких полномочий у ФСБ, “строго говоря”, нет.

Депутат уточнил, что норма будет касаться и россиян. “Это связано с появлением дополнительных угроз в виде ИГИЛ (прежнее название запрещенной в РФ террористической группировки “Исламской государство”) и участия ряда лиц в этих формированиях и последующем проникновением в страну”, – подтвердил он. “Это будет (осуществляться) там, где есть пограничные пункты”, – добавил Валеев.

Оружие, спецсредства и физическая сила

Военнослужащие ФСБ перед применением оружия, спецсредств и физической силы будут обязаны предупредить о том, кем они являются и о своем намерении, предоставив гражданам возможность и время для выполнения их законных требований.

В то же время сотрудники спецслужбы смогут не делать это “если промедление… создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников ФСБ, либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, спецгрузы и транспортные средства ФСБ”.

При этом они будут обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате их действий, первую помощь, а также принять меры, чтобы как можно скорее доставить пострадавших к врачу.

О каждом случае ранения граждан либо их смерти в результате применения оружия будет необходимо уведомить прокурора в срок не позднее 24 часов.

Закон содержит подробный перечень случаев, когда военнослужащие органов ФСБ смогут воспользоваться оружием, спецсредствами и применить физическую силу.

Они не будут нести ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям, если применение боевой техники, оружия, спецсредств и физической силы осуществлялось “по основаниям и в порядке, которые установлены законом”.

Возмещение такого вреда будет происходить в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджета.

Ко второму чтению парламентарии прописали, что “в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, военнослужащий органов ФСБ при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении органов ФСБ”.

Кроме того, Госдума разрешила военнослужащим ФСБ стрелять при скоплении людей для предотвращения теракта и освобождения заложников.

Так, они “не имеют права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) теракта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти”.

Проникновение в жилища

Также в рамках работы над текстом депутаты регламентировали ситуации, когда чекистам приходится проникать в квартиры и на земельные участки граждан (спасение жизни граждан, задержание возможных преступников и так далее). Здесь вводятся ограничения, по сути аналогичные тем, что уже записаны в законе о полиции.

Соцсети и счета за рубежом

Закон разрешает сотрудникам ФСБ “устанавливать контакты с иностранными гражданами, обращаться в зарубежные СМИ, иностранные организации, а также НКО-иностранные агенты в порядке и на условиях, которые определяются руководством спецслужбы. Служащим ФСБ, а также их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать /либо иметь/ счета в иностранных банках за пределами РФ, говорится в документе.

Закон позволяет сотрудникам службы размещать свои персональные данные в соцсетях, блогах и иных сообществах интернета, но лишь в порядке, определяемом руководителем ФСБ.

Источник: https://tass.ru/politika/2548614

Новый «закон садистов»

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

ФСБ разрешили применять оружие против женщин, детей и инвалидов в случае вооруженного сопротивления. Кроме того, силовики смогут снимать отпечатки пальцев у «подозрительных» граждан на границе. «Новая газета» попросила депутатов прокомментировать принятый ими закон

РИА Новости

Депутаты Государственной думы во втором и третьем, окончательном, чтениях приняли поправки к закону о деятельности сотрудников ФСБ, расширяющие полномочия силовиков.

Изначально поправки вносились в июле этого года, однако до декабря на обсуждение Госдумы не выносились. В повестку на 22 декабря документ был внесен внезапно: о нем парламентарии узнали утром, однако депутатам было предложено проать за него по факту и без обсуждения. Между тем, инициативу поддержали 343 депутата, двое проали против.

Силовикам разрешили применять оружие против женщин, детей и инвалидов в случае вооруженного сопротивления. Кроме того, ФСБ сможет снимать отпечатки пальцев у «подозрительных» граждан на границе.

«Новая газета» попросила депутатов прокомментировать принятый ими закон.

Затронет ли митинги

Главным дополнением в закон о ФСБ стало расширение полномочий сотрудников спецслужб в использовании спецсредств. Силовикам разрешили использовать любые средства для пресечения сопротивления, для задержания преступника, который может оказать вооруженное сопротивление, а также для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц.

К тому же силовики получили право применять оружие против женщин, детей и инвалидов в случае «вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности, либо террористического акта».  

«Там  практически нет никакого расширения полномочий, —  рассказал «Новой газете» председатель комитета по безопасности Эрнест Валеев, обратившийся к Госдуме с просьбой рассмотреть законопроект.

— Принятие поправок обусловлено именно тем, что в законодательном акте нужно прописать унификацию применения физической силы, спецсредств и оружия в отношении всех структур правоохранительных органов. По сути эти поправки просто будут фиксировать то, что есть на самом деле.

Проявился регламент о применении специальных средств сотрудниками ФСБ при скоплении граждан. Эта мера касается трех ситуаций: предотвращение террористической атаки, отражения атаки на охраняемые объекты и при операции по освобождению заложников.

Подчеркну, мера касается только трех этих позиций и никак не затронет другие массовые мероприятия и митинги, если не будет подобной угрозы. По большей части поправки аналогичны тому положению, что прописано в законе о полиции».

Напомним, в июле депутаты четырех фракций внесли в Госдуму закон, расширяющий полномочия сотрудников внутренних дел. Согласно новым правилам, в целях «безопасности общества» полицейские смогут стрелять на поражение в женщин «без видимых признаков беременности». Тем не менее, закон так и не приняли в осеннюю сессию нижней палаты парламента.

С тем, что новые поправки в закон о ФСБ будут фиксировать «то, что есть на самом деле», согласен и Кирилл Коротеев, представитель бесланских потерпевших в Европейском суде по правам человека.

«Это ужасно, — сказал Коротеев «Новой газете». — Но на практике это ничего не меняет. В Беслане, например, применение силы и так было сочтено законным. Но самое важное — в нашей стране ни один судья не поставит под сомнения действия ФСБ».

Однако зампред комитета по безопасности уверен, что все нововведения необходимы не для того, чтобы каким-то образом ограничить свободу граждан, а для обеспечения охраны прав каждого человека.

В свою очередь, депутат Дмитрий Гудков, авший против законопроекта, заявил, что поправки к закону о ФСБ аналогичны законопроекту о применения силы и спецсредств в отношении заключенных.

В октябре депутаты в первом чтении разрешили сотрудникам колонии или СИЗО применять спецсредства в отношении заключенных за нарушение режима содержания, неповиновение, а также при подозрении на то, что заключенный может сбежать.

«Самое неприятное в этом законе то, что сюда перекочевывают формулировки из «закона садистов», а это значит, что для пресечения сопротивления — и массовых беспорядков в том числе — сотрудники ФСБ могут использовать спецсредства. Например, встал Рыклин на пикет — его избили, и по закону будут правы, ведь митингующий не хотел уходить, а значит, воспрепятствовал исполнению и оказал сопротивление силовикам.

Так что возможность получить по почкам на массовом мероприятии стала значительно выше.

На мой взгляд, все эти ужесточения достаточно серьезны, ведь сотрудники спецслужб будут чувствовать себя свободнее и действовать на свое усмотрение, в то время, как граждане будут беззащиты перед произволом силовиков», — резюмировал депутат.

Как определить «склонность к терроризму»

Кроме того, парламентарии наделили сотрудников ФСБ правом брать отпечатки пальцев у «подозрительных» граждан прямо во время прохождения пограничного контроля. При этом не важно, является ли въезжающий гражданином России или иностранцем.

Поводом для сдачи биометрического материала станут подозрения самого сотрудника ФСБ: среди проходящих контроль он должен обнаружить человека с признаками, «указывающими на возможность склонения гражданина к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность», и проводить его на процедуру дактилоскопии.

особенность поправок заключается в том, что эти самые признаки в законопроекте не указаны, а объектом интереса может стать любой человек.

Предполагается, что признаки будут определяться руководством ФСБ, поэтому общественность о них так и не узнает.

После получения отпечатков ФСБ сможет хранить, классифицировать, использовать, выдавать и всячески распоряжаться полученными биометрическими данными по своему усмотрению.

Как пояснил Эрнест Валеев, необходимость принятия поправок обусловлена террористической угрозой, а дактилоскопия на границе не грозит рядовым гражданам.

«Сегодня большое число граждан России и СНГ принимают участие в деятельности террористической организации «Исламское государство». Часть из них вернулись, еще часть в ближайшее время могут попасть на территорию страны, поэтому фиксация биометрических показателей в этом случае необходима в целях профилактики возможных преступлений.

Эта мера коснется именно тех людей, в относительно которых ФСБ располагает особой информацией, например, об их участии в террористических организациях. Речи не идет об обычных гражданах, которых ни в чем не подозревают, у них не будут брать отпечатки.

Но взятие биометрического материала поможет расширить возможности спецслужб и дополнит базу данных подозреваемых в терроризме», — пояснил парламентарий.

Выступивший против поправок депутат Госдумы Дмитрий Гудков подчеркнул, что законопроект направлен против граждан и нарушает право каждого человека на свободное перемещение.

«В этом законе положения о биометрии никак не расписаны, никаких четких критериев нет. Условно, сотрудник ФСБ может заподозрить вас в чем-то по любым признакам: не так ругнулись, съели украинский борщ, три раза сказали слово Сирия и так далее.

Брать отпечатки у всех подряд — это уже напоминает «Большого брата», который всех и все контролирует. В первую очередь, эти поправки нарушают конституционное право каждого человека на свободное передвижение.

Почему я должен сдавать отпечатки на границе в своей стране? Я что, террорист или преступник? Все это приведет к разделению людей на первый сорт и второй сорт: будут неприкасаемые, и будут те, кого люди в погонах будут прессовать постоянно.

И дело даже не в том, что потом сделают с этими отпечатками, и где они потом могут всплыть, а в том, что власти напрямую нарушают права каждого человека», — пояснил Гудков.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/12/22/66902-novyy-171-zakon-sadistov-187

Когда применяются физическая сила, спецсредства и оружие?

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

В нашей стране все граждане имеют право защищать себя, окружающих, интересы общества и государства от противоправного посягательства. Для военнослужащих органов пограничной службы Республики Беларусь защита граждан, общества и государства при охране Государственной границы — это не право, а обязанность.

О том, какими средствами разрешено пользоваться пограничникам, могут ли они применять физическую силу к нарушителю границы и некоторых других аспектах службы, более подробно нам рассказал Владимир Владимирович ЛОСЕВ, заместитель военного прокурора по надзору за законностью на Государственной границе и в органах пограничной службы Республики Беларусь.

— Для выполнения задач по охране границы и обеспечения пограничной безопасности государства военнослужащим пограничных войск всегда предоставлялось право применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.

Условия применения насильственных способов охраны границы определяются Законами Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», «Об оружии», «О Государственной границе Республики Беларусь», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Законы РБ «О Государственной границе Республики Беларусь» и «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», принятые в 2008 г., более подробно регламентируют порядок охраны Государственной границы.

Военнослужащим предоставляется право применять насильственные способы только тогда, когда иными способами выполнение возложенных задач не представляется возможным. Их применению должно предшествовать четко выраженное и очевидное для гражданина предупреждение.

Применению оружия и боевой техники должны предшествовать предупредительные выстрелы. Они не делаются, если имеется непосредственная опасность для жизни граждан или могут наступить иные тяжкие последствия.

В случае, если невозможно избежать применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники, военнослужащие обязаны принять все меры для обеспечения безопасности граждан и стремиться причинить наименьший вред их здоровью, чести, достоинству и имуществу, а также принять меры по оказанию пострадавшим медицинской помощи. Допускается применение физической силы для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны и преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих.

Применение специальных средств (резиновой палки, наручников и т.д.) разрешается в случаях:
отражения нападения на военнослужащих и других граждан;

освобождения заложников; отражения нападения на воинские объекты; пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям военнослужащих; для задержания и доставления в служебные помещения органов пограничной службы граждан, которые совершили правонарушения (в том числе административные) или отказываются удостоверить свою личность, если они оказывают неповиновение или сопротивление; для конвоирования и охраны задержанных правонарушителей, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо если имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе; для пресечения массовых беспорядков в пределах приграничной территории.

Оружие и боевая техника могут быть применены:

для отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь; для предотвращения попыток угона транспортных средств за пределы Государственной границы; против граждан и транспортных средств, незаконно пересекших (пересекающих) Государственную границу, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не могут быть осуществлены другими средствами; для отражения нападения на военнослужащих и других граждан, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности; для освобождения заложников; для отражения группового или вооруженного нападения на органы пограничной службы и другие воинские объекты; для отражения группового или вооруженного нападения на водные и воздушные суда; в случае совершения гражданином побега из-под стражи, конвоя; при неподчинении законным требованиям военнослужащих немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью военнослужащих или иных граждан. Применение оружия и боевой техники разрешается не только при попытке завладеть оружием военнослужащего, боеприпасами, боевой техникой или специальными средствами, но также в случаях совершения гражданином действий, запрещенных ему военнослужащим и выражающихся даже в попытке приблизиться к военнослужащему ближе указанного им расстояния, прикоснуться к оружию или боевой технике, достать без разрешения что-либо из одежды или ручной клади, либо совершения иных действий, которые могут быть истолкованы военнослужащим как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или других граждан. Сотрудникам органов пограничной службы предоставлено право использовать огнестрельное оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения. Оговорены условия использования оружия в таких целях: если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям военнослужащего об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет гражданин, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление. Запрещается применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица; в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ); в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, а также в отношении граждан, незаконно пересекших (пересекающих) Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо непреодолимой силы.Применение военнослужащими названных способов охраны границы с превышением их полномочий влечет ответственность, в том числе в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь за превышение власти.

Граждане же, склонные к правонарушениям на Государственной границе, должны знать вышеуказанные требования законодательства и понимать, что военнослужащими органов пограничной службы Республики Беларусь при наличии оснований к ним могут быть на законных основаниях применены спецсредства, физическая сила или оружие.

Источник: http://www.loevkraj.by/2009/04/Kogda-primenyayutsya-fizicheskaya-sila-specsredstva-i-oruzhie/

Закон РБ О Государственной границе Республики БеларусьСтатья 52. Применение оружия, боевой техники, использование оружия при выполнении задач по охране Государственной границы

Применение оружия сотрудниками пограничных органов

Военнослужащие, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану Государственной границы, применяют оружие, боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь, предотвращения попыток угона за пределы Государственной границы транспортных средств.

Оружие, боевая техника могут применяться также:

для задержания физических лиц и остановки транспортных средств, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не могут быть осуществлены другими средствами;

для задержания физических лиц и остановки транспортных средств, двигающихся в пределах пограничной зоны и (или) пограничной полосы вне автомобильных дорог Республики Беларусь, в случае неповиновения законным требованиям военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел об остановке, когда задержание физических лиц и остановка транспортных средств не могут быть осуществлены другими средствами;

для отражения нападения на военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел, иных физических лиц, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

для освобождения заложников;

для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов пограничной службы, таможенных органов, органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, участвующих в охране Государственной границы;

для отражения группового или вооруженного нападения на водные и воздушные суда;

при совершении действия, непосредственно направленного на насильственное завладение находящимися у военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой техникой или специальными средствами;

при совершении физическим лицом побега из-под стражи, конвоя;

при неповиновении законным требованиям военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел, иных физических лиц.

Совершение физическим лицом действий, запрещенных ему военнослужащим, должностным лицом таможенного органа, сотрудником органов внутренних дел и выражающихся в попытке приблизиться к военнослужащему, должностному лицу таможенного органа, сотруднику органов внутренних дел ближе указанного ими расстояния, прикоснуться к оружию или боевой технике, достать без разрешения что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы военнослужащим, должностным лицом таможенного органа, сотрудником органов внутренних дел как угроза применения насилия, опасного для их жизни или здоровья, жизни или здоровья иных физических лиц, предоставляет военнослужащему, должностному лицу таможенного органа, сотруднику органов внутренних дел право применить оружие, боевую технику в соответствии с настоящим Законом.

Военнослужащие, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов внутренних дел имеют право использовать оружие для:

обезвреживания животных, угрожающих жизни или здоровью военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел, иных физических лиц;

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства, а также в случаях, если его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел, иных физических лиц либо если имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет физическое лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Военнослужащие, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов внутренних дел имеют право на применение оружия, боевой техники, использование оружия при охране Государственной границы также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Запрещается применять оружие, боевую технику, использовать оружие:

в направлении значительного скопления людей, когда от этого могут пострадать посторонние физические лица;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, физических лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью военнослужащего, должностного лица таможенного органа, сотрудника органов внутренних дел, иных физических лиц;

в отношении физических лиц, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо непреодолимой силы;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Источник: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_gosudarstvennoj_granitse_respubliki_belarus/52.htm

Помощь права
Добавить комментарий