Политический режим великобритании

Особенности государственного устройства Великобритании

Политический режим великобритании

Великобритания – унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства – Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих 4 стран различно. В Англии и Уэльсе – это графства (с населением свыше 1 млн.

человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия – на области.

Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права, норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

По форме правления Великобритания – конституционная парламентская монархия. Политический режим – демократический. Глава государства Королева.

Формально ей принадлежат достаточно обширные полномочия: она назначает Премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает Парламент, может наложить вето на законопроект, принятый Парламентом.

Королева обычно открывает сессии Парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики.

Она является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, имеет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства. Они подписывают акты, издаваемые Королевой, и несут за них ответственность.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Срок его полномочий по Закону о Парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства.

В ее составе 650 депутатов. Палата лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы. В начале 1999 г.

в палате было более 1200 человек (наследственных и пожизненных пэров, лордов-судей по апелляциям и “духовных лордов” – двух архиепископов и 24 епископа англиканской церкви – высшей апелляционной судебной инстанции). В октябре 1999 г.

Палата лордов проала за отмену института наследственных пэров. В результате верхнюю палату должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают различные комитеты, которые рассматривают вопросы, имеющие серьезное общественное значение. Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства.

Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Не финансовые билли отсылаются на подпись Королеве после одобрения их верхней палатой.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах.

В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету Королева назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия “правительство” и “кабинет”.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100).

Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Правительство ответственно перед нижней палатой Парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.

В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере

На острове Мэн (находится в Ирландском море) также существует свой собственный, старейший в мире парламент – Тинвальд (Тynwald), состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат.

Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет.

На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная – комитетами, утверждаемыми ассамблеями.

Источник: https://studopedia.su/15_146687_osobennosti-gosudarstvennogo-ustroystva-velikobritanii.html

Великобритания после Второй мировой войны

Политический режим великобритании

“Триумф и трагедия” – так охарактеризовал положение Великобритании У. Черчилль весной 1945 г.: людские потери, сокращение тоннажа торгового флота, рост государственного долга, застой в старых отраслях экономики, рост национально-освободительного движения. Происходит усиление влияния лейбористов, выдвинувших манифест “Лицом к будущему”. Выборы в парламент в июле 1945 г.

принесли им победу. Правительство К. Эттли (1945 – 1951 гг.) способствовало усилению ГМК. Оно провело национализацию Английского банка, угольной, газовой промышленности, части сталелитейных заводов и др., социальные реформы (отмена закона 1927 г., новое законодательство о социальном страховании и здравоохранении), реформу палаты лордов (право вето сократилось до 1 г.).

В то же время “замораживалась” зарплата, росли налоги, увеличивались военные расходы. Страна принимает участие в плане Маршалла, в создании НАТО, способствует восстановлению монархического режима в Греции, содействует расколу Германии, участвует в войне в Корее. Правительство вынуждено признать независимость Индии, Бирмы, Цейлона.

В других колониях стремление к независимости подавляется силой.

2. Консерваторы у власти (1951 – 1964). общества

В 1951 г. к власти на 13 лет возвратились консерваторы (кабинеты У. Черчилля (до 1955 г.), А. Идена (1955 – 1957 гг.), Г. Макмиллана (1957 – 1963 гг.), А. Дуглас-Хьюма (1963 – 1964 гг.). Сокращается ГМР, денационализируется сталелитейная промышленность и автодорожный транспорт.

Сокращаются средства на социальные цели и гражданские отрасли. Отменен контроль над ростом квартплаты (1957 г.). В 60-е гг. – “ветры перемен”: усиливается ГМР, создается Национальный совет экономического развития (1962 г.), предоставляются госсубсидии крупному бизнесу.

Во внешней политике – курс на укрепление позиций в Европе (но: неудача с вступлением в ЕЭС и создание ЕАСТ), укрепление отношений с Содружеством наций. В то же время – колониальные войны против Малайи, Кении, Британской Гвианы. Но британская колониальная империя была ликвидирована.

Страна участвует в СЕАТО и Багдадском пакте (СЕНТО). Агрессия против Египта (октябрь – ноябрь 1956 г.) привела к отставке правительства А. Идена. Необходимость нормализации отношений с СССР приводит к успеху Женевского совещания 1954 г. по Индокитаю и участию в Женевской конференции глав правительств 4-х стран 1955 г.

, подписанию Московского договора 5 августа 1963 г. Неудача соглашения с ЕЭС привела к созданию ЕАСТ (1958 – 1960 гг.).

3. Великобритания в середине 60-х – конце 70-х гг

Экономические трудности, политический скандал лета 1963 г. привели к смене правительства, а в октябре 1964 г. – к поражению консерваторов на выборах. При лейбористском правительстве Г. Вильсона (1964 – 1970 гг.) продолжается политика программирования (национальный план на 1964 – 1970 гг.), национализируется черная металлургия (1967 г.).

Были повышены пенсии, установлен контроль за квартплатой. Создано Национальное управление по ценам и доходам. После выборов 1966 г. в парламент внесен антипрофсоюзный законопроект. С 1966 г. вводятся запреты на повышение зарплаты. Такова практика “государства благосостояния”. Началось обострение обстановки в Ольстере (столкновения в октябре 1968 г.

в Лондондерри). Во внешней политике был увеличен вклад Англии в НАТО, поддерживалась агрессия США в Индокитае. Осуществлялась поддержка расистским режимам в ЮАР и Ю. Родезии. По восходящей линии развивались отношения с СССР. Во время событий в Чехословакии правительство заняло антисоветскую позицию.

После поражения лейбористов на досрочных парламентских выборах (июнь 1970 г.) консерваторы сформировали правительство Э. Хита. У истоков его политики – “новый консерватизм”. В 1971 г. парламентом принят антипрофсоюзный закон “Об отношениях в промышленности”. Идет демонтаж госрегулирования экономики.

Проводится политика замораживания зарплаты как средство борьбы с инфляцией. Растут квартплата, транспортные расходы, плата за медобслуживание. Наблюдается высокая степень монополизации и отставание в модернизации производства. Усилилось вооруженное насилие в Ольстере. В Ольстере было установлено прямое правление Лондона.

Перед лицом экономических трудностей и роста рабочего движения осенью 1973 г. было введено чрезвычайное положение. С 1 января 1974 г. предприятия переведены на трехдневную рабочую неделю. Это вызвало забастовку шахтеров, переросшую во всеобщую. Экономика стала задыхаться. Досрочные парламентские выборы привели к формированию правительства Г. Вильсона.

Развернулась борьба с инфляцией. Отменены принятые консерваторами в 1971 – 1974 гг. законы, повышены пенсии, пособия по безработице, заморожена квартплата, однако подняты цены на газ и электричество. Проводилась политика “социального контракта” (взаимные обязательства профсоюзов и правительства). Однако ее реализация по вине последнего была сорвана.

Отражением политического кризиса стала отставка Г. Вильсона (март 1976 г.). Премьер-министром стал Дж. Каллагэн. Уступка Лондона МВФ привела к сокращению расходов на социальные нужды. Многие члены профсоюзов и лейбористской партии были не согласны с мерами правительства для вывода страны из кризиса. Внешнеполитический курс правительства Э.

Хита был направлен на упрочение военно-стратегических и экономических позиций Англии в мире и особенно в Европе. С 1973 г. Англия стала членом ЕЭС. Предпринимались попытки возрождения политики “к востоку от Суэца”. Осенью 1971 г. были осуществлены акции в отношении сотрудников советских учреждений в Англии. Лишь в 1972 г.

правительство сказало “да” идее СБСЕ. Лейбористское правительство участвовало в проведении СБСЕ и подписало 1 августа 1975 г. Заключительный акт Хельсинки. Встречи Г. Вильсона и Дж. Каллагэна с лидерами СССР укрепили отношения с Советским Союзом.

4. “Тэтчеризм”. Дж. Мэйджор и корректировка “курса тори”

В результате политического кризиса 1979 г. были проведены парламентские выборы. В мае 1979 г. было сформировано консервативное правительство М. Тэтчер. “Тэтчеризм” стал британским вариантом неоконсервативной идеологии и политики. В 1980-е гг. проводятся конституционные реформы (акт о британском гражданстве 1981 г., реформа судоустройства 1981 г.

и др.). Проведена реприватизация в ряде отраслей экономики (нефтяной, газовой, электронной, аэрокосмической и др.). Осуществлена приватизация жилья. Выросло число акционеров (каждый пятый житель страны). Ужесточено трудовое законодательство, принят ряд антипрофсоюзных законов. В 1984 – 1985 гг.

происходила мощная забастовка шахтеров, сопротивлявшихся закрытию нерентабельных шахт. В начале 1981 г. часть правого крыла лейбористов в о главе с Д. Оуэном, Ш. Уильямсом, Р. Дженкинсом вышла из ЛПВ и образовала Социал-демократическую партию Великобритании. В марте 1988г. социал-демократы и либералы слились в Социал-либеральную демократическую партию.

СЛДП начала выступать на выборах, получая 9 – 11 % . Рост “среднего класса” в обществе способствовал поддержке консерваторов, трижды побеждавших на выборах. Сократились инфляция, безработица, наблюдался экономический подъем. Однако попытка ввести подушный налог способствовала уходу М. Тэтчер. После 11 лет правления ее сменил Дж. Мэйджор. В 1992 г.

консерваторы подтвердили на парламентских выборах статус правящей партии. Проводилась политика “здорового консерватизма” – консерватизма, сдобренного популизмом. Оказывалась помощь государства тем, у кого меньше шансов на успех (“социальный рынок”). В 1992 – 1993 гг. принимаются правовые документы (“Хартия граждан”).

Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с ИРА, удалось сбить волну терроризма. Во внешней политике правительство М. Тэтчер поддержало “крестовый поход против коммунизма”, объявленный Р. Рейгана, программу СОИ.

С началом перестройки в СССР отношения с Советским Союзом нормализовались, чему способствовали личные встречи М. Тэтчер и М.С. Горбачева. После распада СССР британо-российские отношения развивались достаточно стабильно. Великобритания добилась сокращения взноса в ЕЭС, участвовала в принятии Маастрихтского договора. В 1992 г.

страна вышла из европейского соглашения о валютном регулировании. Начался период “евроскептицизма”. Проявлением “имперского мышления” стал военный конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982 г.), закончившихся победой Англии.

5. Великобритания в конце 90-х гг. ХХ в. – нач. ХХI в

Увеличение налоговых ставок, введение НДС на продукты питания, рост процентных ставок и цен на недвижимость, неверная стратегия предвыборной кампании, жесткая позиция по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу привели к поражению консерваторов на выборах в парламент в мае 1997 г.

Лейбористы получили около 45% , альянс либералов и социал-демократов – 17%. Э. Блэр, лидер лейбористов с 1994 г., выступил за ослабление связей с тред-юнионами. Укрепились связи партии с крупным бизнесом. В “новой лейбористской партии” ныне представлены все социальные слои общества.

Лидеры партии отказались от национализации и выступили с идеями “общества интересов” и “экономики интересов”. В сентябре 1998 г. путем референдумов решен вопрос о шотландском парламенте и ассамблее Уэльса. Были предприняты усилия по урегулированию проблемы Ольстера (при сохранении его в рамках Соединенного королевства). Осенью 1999 г.

поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса. Во внешней политике сохранялись “особые” отношения с США. Великобритания в 1999 г. приняла участие в агрессии против Югославии. Правительство заняло осторожную позицию по отношению к планам США о создании национальной системы ПРО. Встречи Э. Блэра с В.В.

Путиным способствовали развитию британо-российских отношений.

В июне 2001г. на парламентских выборах вновь одержала победу лейбористская партия.

Источник: https://tsput.ru/res/hist/rodovitch/Rod03.htm

Топик Politics of the United Kingdom – Государственный строй Великобритании

Политический режим великобритании

The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is a constitutional monarchy. It means that the sovereign reigns but does not rule.

Britain does not have a written constitution, but a set of laws.

Parliament is the most important authority in Britain. Technically Parliament is made up of three parts: the Monarch, the House of Lords; and the House of Commons. In reality the House of Commons is the only one of the three which has true power.

The monarch serves formally as head of state. But the monarch is expected to be politically neutral and should not make political decisions.

The present sovereign is Queen Elizabeth II. She was crowned in Westminster Abbey in 1953.

The House of Commons consists of Members of Parliament. There are 650 of them in the House of Commons. They are elected by secret ballot. General elections are held every five years.

The country is divided into 650 constituencies. All citizens, aged 18 and registered in a constituency, have the right to vote. But voting is not compulsory in Britain.

Only persons convicted of corrupt and certain mentally ill patients don't take part in voting.

There are few political parties in Britain thanks to the British electoral system. The main ones are: the Conservative Party, the Labour Party and the Liberal / Social Democratic Alliance.

Each political party puts up one candidate for each constituency. The one who wins the most votes is elected MP for that area.

The party which wins the most seats in Parliament forms the Government. Its leader becomes the Prime Minister. His first job is to choose his Cabinet. The Prime Minister usually takes policy decisions with the agreement of the Cabinet.

The functions of the House of Commons are legislation and scrutiny of government activities. The House of Commons is presided over by the Speaker. The Speaker is appointed by the Government.

The House of Lords comprises about 1,200 peers. It is presided by the Lord Chancellor. The House of Lords has no real power. It acts rather as an advisory council.

It's in the House of Commons that new bills are introduced and debated. If the majority of the members are in favour of a bill, it goes to the House of Lords to be debated.

The House of Lords has the right to reject a new bill twice.

But after two rejections they are obliged to accept it. And finally a bill goes to the monarch to be signed. Only then it becomes law.

Parliament is responsible for British national policy. Local governments are responsible for organizing of education, police and many others.

[ перевод ]

Государственный строй Великобритании

Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является конституционной монархией. Это значит, что монарх является главой государства, но не управляет им.

В Британии нет написанной конституции, но есть свод законов.

Парламент — главный государственный орган Британии. Он состоит из трех частей: Монарх, Палата Лордов и Палата Общин. Палата Общин — фактически единственный государственный орган, обладающий реальной властью.

Монарх формально является главой государства. Монарх должен быть политически нейтрален и не должен принимать политических решений.

В настоящее время королева Елизавета II. Она была коронована в Вестминстерском аббатстве в 1953 г.

Палата Общин состоит из парламентариев. Их 650. Они избираются тайным анием. Всеобщие выборы проходят каждые пять лет. Страна делится на 650 избирательных округов. Все граждане, достигшие возраста 18 лет, регистрируются в избирательном округе и имеют избирательные права. Но ание в Британии не обязательно. Преступники и душевно больные не принимают участия в аний.

Благодаря британской избирательной системе в Британии существует мало политических партий. Основные это консервативная партия, лейбористская партия и либерально-социал-демократический альянс.

Каждая политическая партия выдвигает одного кандидата от каждого избирательного округа. Тот, кто наберет большинство , становится членом парламента от этого округа.

Партия, которая получает большинство мест в парламенте, формирует правительство. Его лидер становится премьер-министром. Его главная задача — сформировать Кабинет министров. Премьер-министр обычно принимает политические решения с согласия Кабинета.

Функции Палаты Общин — законотворчество и проверка деятельности правительства. Палату Общин возглавляет Спикер. Спикера назначает правительство.

В Палате Лордов около 1200 пэров. Председательствует Лорд-канцлер. У палаты Лордов нет фактической власти. Она служит скорее консультативным советом.

Именно в Палате Общин представляются и обсуждаются новые законопроекты. Если большинство членов палаты за принятие законопроекта, его направляют в Палату Лордов на обсуждение. Палата Лордов имеет право дважды отклонить новый законопроект.

Но после двух отклонений она обязана принять его. Для окончательного подтверждения законопроект направляют монарху, который подписывает его. Только после этого законопроект становится законом.

Парламент отвечает за британскую национальную политику. Муниципальные правительства отвечают за организацию образования, полиции и других.

ссылкой на эту страницу в любимой соцсети: Отправить ссылку на эту страницу друзьям | Просмотров 6511 | Добавить страницу в избранное

Источник: http://www.learnenglishbest.com/politics-of-the-united-kingdom.html

Правовая система Великобритании

Политический режим великобритании

Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн.

человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области.

Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева).

Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д.

По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики.

Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством.

В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г.

в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г.

палата лордов парламента проала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат.

Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время.

Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения.

Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится ание. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов.

Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах.

В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах.

В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100).

Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета.

На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер.

«Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции.

Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы.

Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.).

В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г.

на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса.

На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента.

Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет.

Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г.

На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

Источник: https://isfic.info/greatbrit/romanov04.htm

Что такое Политический Режим

Политический режим великобритании

Политический режим — это набор политических учреждений, через которые государство организовано для осуществления своей власти над обществом.

Следует отметить, что это определение действительно, даже если правительство считается незаконным.

Нужно соблюдать одну меру предосторожности при изучении данного предмета — очень сложно классифицировать формы правления. Каждое общество уникально во всех отношениях и действует в соответствии со своими специфическими социальными и силовыми структурами. Таким образом, как утверждают некоторые ученые, есть столько форм правления, сколько существует обществ.

Демократия

Демократические политические режимы характеризуются свободными выборами, свободой печати, уважением конституционных гражданских прав, а также свободой организации и выражения своих политических убеждений. Вкратце, в этом типе режима правительство создано из людей и для служения людям.

Примеры демократического режима: Норвегия, Новая Зеландия.

Авторитаризм

В авторитарном политическом режиме конституционными нормами манипулируют или переделывают их в соответствии с интересами группы лиц или партии, которым принадлежит власть.

Авторитарные режимы описывают форму правления государственной власти с особым значением, такую как республика или союз. Это политическая система, контролируемая не избранными на выборах законодателями, которые обычно допускают некоторую степень свободы личности.

Это поведение, при котором учреждение или лицо переступают пределы возложенных на них полномочий.

Примеры авторитарного режима: Саудовская Аравия, Судан.

Тоталитаризм

Тоталитарный режим (или тоталитарный тип режима) — это политическая система, в которой государство, обычно находящееся под контролем одного человека, политика, группы или социального класса, не признает никаких ограничений своей власти. И всегда, когда это возможно, стремится контролировать все аспекты общественной и частной жизни индивидуума.

Тоталитаризм характеризуется соединением авторитаризма (где обычные граждане не принимают значительного участия в принятии государственных решений) и идеологии (широко распространённая обнародованная схема ценностей, для руководства если не всех, то большинства аспектов общественной и частной жизни индивидуума).

Тоталитарные режимы или движения удерживают политическую власть посредством всеобъемлющей политической пропаганды, распространяемой через контролируемые государством средства массовой информации, контроля над экономикой, злоупотребления законами, ограничения свободы слова, надзора, и других средств.

Примеры тоталитарного режима: нацистская Германия Адольфа Гитлера, с 1933 по 1945 годы; фашистская Италия во времена Бенито Муссолини с 1922 по 1943 годы.

Сходства и различия между авторитарным и тоталитарным режимами

Авторитарный и тоталитарный режимы имеют некоторые сходства. Они схожи главным образом тем, что оба являются диктаторскими режимами с централизованными государствами. Однако у каждого есть существенные характеристики, которые их отличают:

  1. У авторитарного режима есть один правитель, лидер или комитет, так же как и у тоталитарного, только в более экстремальном виде.
  2. Тоталитаризм правит народом своей харизмой, в то время как авторитаризм навязывает страх тем, кто против него, и награждает тех, кто ему верен.
  3. Тоталитарный лидер — скорее “идеолог божий”, который спасёт людей, тогда как лидер авторитарного режима больше концентрируется на контроле общества и своём статусе как индивидуалиста.
  4. Тоталитаризм использует своё лидерство “пророка” для управления людьми, в то время как при авторитаризме используются политические партии, массовые организации и другие доступные способы, чтобы подчинить людей и заставить следовать за лидером.
  5. В авторитаризме централизованное государство пытается замаскировать диктатуру. Это авторитарное государство, но оно как-будто допускает некоторую открытость для демократии (только на словах, на практике это не так). Также государство имеет контроль над профсоюзами, над массовыми организациями и так далее. Но допускает существование более чем одной политической партии.
  6. В тоталитаризме широко используется психологический и физический террор (вплоть до физического уничтожения своих политических противников, а также тактика запугивания). Государство или диктатор контролируют всё: экономику, промышленность, культуру и т. д. Существует только однопартийная система.

Различия между политическим режимом, политической системой и формой государства

Политический режим, принятый государством, не следует путать с его государственной формой (унитарное государство или федеративное) или с его системой правления (президентская или парламентская среди прочих).

Государственная форма

Принцип организации государственной власти и территории государства. Может быть унитарной или федеративной.

Федеративное государство

Форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и др.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти (например, США).

Унитарное государство

Форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.).

В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший государственный представительный орган, одно правительство и т. д.

, что создаёт организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны (например, Франция).

Система правления

В политологии система правления — это способ, посредством которого связаны полномочия, особенно законодательные и исполнительные.

Президентская система и парламентаризм

Система правления варьируется в зависимости от степени разделения властей. Начиная от строгого разделения законодательной и исполнительной власти (президентская система).

Такая система правительства у Соединённых Штатов, где глава правительства также является главой государства.

И доходит до полной зависимости правительства от законодательной власти (парламентаризм), функции главы правительства и главы государства не переплетаются. Такая система правления в Соединённом Королевстве Великобритании.

Полупрезидентская система

Ещё существует полупрезидентская республика (форма правления / система). Это система правления, при которой глава правительства (обычно с титулом премьер-министра) и глава государства (обычно с титулом президента) в какой-то мере разделяют исполнительную власть и оба участвуют в ежедневном управлении государством.

Эта система отличается от парламентаризма тем, что при ней есть глава государства, обычно избираемый прямым анием, с полномочиями, которые делают его более чем просто протокольной фигурой. Также отличается и от президентской, так как имеет главу правительства с некоторыми обязанностями в законодательном органе.

Франция предпочла именно такую систему правления.

Президентская система

  1. При этой системе устройства глава правительства также является главой государства, но здесь существует разделение исполнительной власти от других ветвей (законодательной и судебной).
  2. У главы государства/правительства также есть большая независимость в своих политических обязанностях и полномочиях.
  3. Президент осуществляет исполнительную власть, в то время как две другие ветви власти (законодательная и судебная) имеют независимость в управлении.

Парламентаризм

  1. Существует “зависимость” между исполнительной и законодательной ветвями власти, поскольку первая основана на второй.

    Именно законодательный орган (парламент, в России это двухпалатное Федеральное Собрание, в котором есть Государственная Дума и Совет Федерации) выбирает представителя исполнительной власти (главу Правительства).

  2. Глава государства, в отличие от главы правительства, не несёт политических обязанностей.
  3. Для формирования и правления исполнительная власть нуждается во власти парламента.

Республиканская форма правления

Также в российском конституционном лексиконе существует такое понятие, как “республиканская форма правления”. Это, в свою очередь, означает, что Россия — демократическое федеративное правовое государство с р. ф. п.

: принадлежность народу всей полноты власти в стране, т.е.

избрание народом для осуществления государственной власти и местного самоуправления соответствующих органов, невозможность получения власти в порядке её наследования либо захвата или присвоения.

Форма правления в России

Власть в РФ организована так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Таким образом, можно говорить о смешанной республике.

Но так как приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, российская республика может быть либо президентско-парламентской, либо полупрезидентской — эта дилемма продолжает быть темой дискуссий в сфере российского конституционного права.

Однако в ст. 1 Конституции РФ говорится о “республиканской форме правления”. И потом конкретизируется в других статьях, посвящённых полномочиям президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.

Смотрите также значение Государство.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/politicheskij-rezhim/

Политическая система Великобритании

Политический режим великобритании

Политическая система Великобритании представляет собой интересное и в определенной степени сложное явление. Однако самое важное, на что следует обратить внимание – это ее фундаментальность и неизменность.

Основополагающим фактором этого, возможно, является то обстоятельство, что Великобританию обошли стороной потрясения революции, что стало характерным явлением для многих других стран.

Для данной страны не типичны внешние вторжения, если не считать самые далекие времена.

Определение 1

Рассматриваемая политическая система представляет собой демократическую, конституционную монархию. В ее основе лежит Вестминстерская демократическая парламентская система.

Уникальные черты политической системы Великобритании

Соединенное королевство отличается своей уникальностью. Здесь отсутствует единая, официальная письменная конституция. Однако вместо нее применяются исторические документы, традиции методов политики и юриспруденции. Однако все же можно выделить следующие конституционные документы, такие как:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Акт о престолонаследии;
  • великая хартия вольностей;
  • Биль о правах;
  • Петиция вольностей.

Что касается хартии вольностей, то ее следует считать первым документом, который ограничил как права, так и полномочия монарха. В настоящее время главой государства Соединенного королевства Великобритании является королева Елизавета Вторая – наследственный монарх.

Другой уникальной чертой Великобритании можно назвать ограниченные возможности царствующей особы. Возглавление монархии для королевы сводится только к церемониальным функциям, согласно требованиям традиции. Монарх Великобритании в основном не принимает участие в деятельности правительства.

Монаршескую корону можно назвать итоговым окончательным источником исполнительной власти. Другое его название – это «Королевская Прерогатива». Для чего она необходима? Нет четкого списка обстоятельств, для решения которых возможно применение таких полномочий.

В качестве примера можно привести назначение или же освобождение от должности премьер-министра, роспуск Парламента. В круг таких полномочий входит даже объявление войны или мира.

Кроме того, монаршеская особа может передать свои полномочия от имени короны министрам или чиновникам.

Влияние королевской семьи на законодательный процесс в определенной степени скрытое. Старшие члены семьи, а в первую очередь это касается монарха и принца Уэльского (мужчина-наследник), не лишены и права участия в обсуждении законодательства. Тем более, если тот или иной вопрос напрямую затрагивает их личные интересы, тем самым давая им возможность изменить и исправить ситуацию.

Формирование правительства

Вернемся к формированию правительства. Как уже отмечалось выше, возглавляет его премьер-министр. Важное условие, предъявляемое к главе правительства – состоять в Палате Общин, опираться на поддержку партии при формировании правительства.

На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин (она состоит из шестисот пятидесяти парламентариев, которые избираются посредством тайного ания каждые пять лет), назначается премьер-министром.

После этого происходит «оснащение» кабинета министрами.

В результате получается, что классическая политическая система Великобритании представляет собой единство трех ветвей власти, а именно – исполнительной, стоящей во главе управления страны, представленной Кабинетом министров, предлагающих новые законы.

Рисунок 1. Политическая система Великобритании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Судебная власть призвана гарантировать подчинение законам, формируемая судами и судьями.

Учитывая то обстоятельство, что министры являются членами законодательного органа, а представители старших судей заседают в Палате Лордов, получается, что с формальной точки зрения, судебную власть возглавляет премьер-министр.

Однако такое обстоятельство свидетельствует о гибкости и определенной степени прагматичности политической системы Великобритании.

Законодательный орган представлен двумя палатами: верхней в лице Лордов и нижней (Общин).

Палата Лордов насчитывает фактически около тысячи двухсот пэров, с председательствующим Лорд-канцлером. Верхняя палата не обладает фактической властью, выступая больше консультативным советом.

Палата Общин или нижняя палата отвечает за процесс законотворчества и контролирует деятельность правительства.

Главой палаты считается Спикер, назначаемый правительством.

В том случае, если большинство членов палаты выступают за представленный новый законопроект, далее он направляется в Палату Лордов, которая обладает правом на два отклонения закона, с последующим его принятием.

Окончательным этапом принятия закона считается его направления для подписания монарху. Теперь рассматриваемый законопроект официально принимает статус закона.

Политические партии Великобритании

Характеризуя избирательную систему Великобритании, стоит обратить внимание на небольшое количество политических партий. Главными из них являются следующие партии:

  • либерально-социал-демократический альянс;
  • консервативная;
  • лейбористская.

Одна из задач каждой партии – выдвинуть своего кандидата от каждого избирательного округа. Победивший входит в состав членов Парламента округа, в то время как победившая партия получает наибольшее количество мест в парламенте, формируя тем самым правительство.

Замечание 1

Заметим, что политические партии не проходят процесс регистрации и не признаются на законодательном уровне.

Однако ситуация складывается таким образом, что победителями становятся те кандидаты, которые представляют названные главные партии. Их лидеры занимают главные места на первых скамьях по разные стороны палаты Общин, в то время как их сторонки располагаются позади них. Для управления партиями существуют специальные парламентские организаторы с помощниками, избираемые внутри партии.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/politicheskaya_sistema_velikobritanii/

Помощь права
Добавить комментарий