Политический режим иордании

Ядерная программа и политическое развитие Иордании | Институт Ближнего Востока

Политический режим иордании

В начале 2007 г. Иордания официально заявила и направила специальное письмо Генеральному директору МАГАТЭ М. Эль-Барадеи о том, что она планирует начать реализацию программы развития ядерной энергетики в стране.

В том же 2007 г. о планах строительства ядерных реакторов заявил король Иордании Абдалла — сначала в интервью израильской газете «Хаарец» от 20 января, а потом во время своей первой встречи с новоизбранным французским президентом Н.

Саркози.

Прошлогодние заявления иорданских властей многие восприняли в качестве декларации о намерениях, но никак не в качестве плана действий, который может быстро начать реализовываться.

Отметим, что из региональных соседей Иордании о намерениях развивать ядерные программы ранее заявляли Саудовская Аравия и ОАЭ. А Турции, которая впервые заявила о намерении строить АЭС в 2001 г.

, понадобилось целых шесть лет только для принятия закона о ядерной энергетике.

Надо отметить, что последние по времени активные шаги иорданского правительства, направленные на скорый старт ядерной программы, говорят о большей целеустремленности Аммана в ядерном вопросе.

5 апреля с.г. во время встречи с президентом Франции Н.

Саркози король Иордании Абдалла еще раз заявил о планах развивать ядерную энергетику и получил от французского президента заверения в том, что Франция полностью поддерживает устремления иорданской стороны использовать ядерную энергию в мирных целях и будет всячески содействовать иорданским планам.

Заявления иорданского короля и французского президента, может быть, не привлекли бы особого внимания, если б не несколько интересных фактов.

Уже через неделю после иордано-французских переговоров газета Al Arab Al Yawn напечатала сообщение о том, что, согласно информации, полученной из надежных источников, Франция и Иордания достигли конкретных договоренностей о сотрудничестве в ядерной области и, более того, заключили соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, факт подписания которого пока не разглашается. Согласно этому соглашению, французская сторона в течение ближайших семи лет построит в Иордании первый ядерный энергетический реактор, а взамен получит доступ к добыче и переработке урановых залежей в Иордании. Отметим, что, согласно заявлению министра энергетики Иордании Халида аль-Шрайде, сделанному официальному иорданскому информационному агентству Петра в мае прошлого года, совокупные запасы природного урана в Иордании составляют около 80 тыс. тонн. Согласно Kuwait News Agency (13.04.2008), общая стоимость урана, который французы добудут в Иордании, по нынешним ценам составляет около 1,5 млрд долларов США. Они и пойдут на финансирование строительства иорданской АЭС. О том, что начало реализации ядерной программы очень близко, говорит и создание в мае с.г. Агентства ядерной энергетики Иордании.

В пользу того, что иорданская ядерная программа вскоре вступит в фазу реализации, говорит также второе по счету заявление Госдепартамента США о том, что у США нет никаких возражений по поводу реализации Иорданией ядерных исследований и работ по строительству АЭС. Первое такое заявление Госдеп сделал еще в январе 2007 г.

Если перейти от обсуждения самого факта начала иорданской ядерной программы к исследованию ее направленности, то в первую очередь следует задаться вопросом: «Зачем Иордании ядерная программа?» Вопрос очень интересный, в особенности с учетом того, что Хашимитское королевство граничит с двумя государствами — крупнейшими производителями сырой нефти – Ираком и Саудовской Аравией, а также обладает значительными запасами природного газа. То, что цены на нефть и газ растут, как говорится, не по дням, а по часам, безусловно бьет по интересам Иордании, которая является крупным импортером нефти. Но в то же время начало реализации ядерной программы, в особенности в таких странах, как Иордания, не может рассматриваться исключительно в терминах экономики или энергетики.

Ядерная энергетика — единственный вид энергетики в мире, который имеет двойное назначение. Причем второе, не мирное назначение ядерной энергетики настолько важно, что считается одним из ключевых элементов не только безопасности той или иной страны, но и мировой политики как таковой.

Строительство АЭС и добыча урана в стране, непосредственно граничащей с зоной палестино-израильского конфликта, с проблемной Сирией, находящейся несколько далеко, но с точки зрения региональной географии очень близко от Ливана, перманентно находящейся на грани гражданской войны, не может рассматриваться исключительно в ракурсе энергетической безопасности.

Может быть, иорданское руководство – довольно прагматичное и рациональное ? заинтересовано в получении альтернативных источников энергии.

Но что в данном случае заставляет Францию строить АЭС в Иордании, а США не возражать против этого? В конце концов, Иордания чуть ли не первая арабская страна, которая построит АЭС и в которой начнут добывать уран, но еще неизвестно, где этот уран будут обогащать.

Может быть, в самой Иордании, удачно вспомнив, что это никак не противоречит ДНЯО. Напомним, что из мусульманских стран так называемого Большого Ближнего Востока всего несколько осуществляют и/или осуществляли ядерные исследования – Пакистан, Иран, Ирак.

Пакистан создал ядерное оружие, Иран, на наш взгляд, создал бы, если бы не исламская революция, и имеет все шансы для его создания в ближайшем будущем, а Ирак несколько раз делал серьезные шаги, направленные на получение технологий и материалов, необходимых для создания ядерного оружия.

С учетом вышеперечисленного можно сказать, что региональный опыт реализации ядерных программ должен, по крайней мере, насторожить ведущие страны мира в отношении ядерных планов Иордании. Чего, судя по готовности Франции помочь Амману и положительному отношению Вашингтона к намерениям Иордании, не происходит.

Очень важной особенностью ядерной энергетики является то, что ядерное сотрудничество между странами не развивается в условиях отсутствия политического – по крайней мере среднесрочного – доверия между ними.

Редкое исключение из этого правила — российско-иранское сотрудничество, которое началось в трудный для России и российской атомной отрасли период, когда практически любой контракт рассматривался как условие выживания отрасли.

В случае же иордано-французского или иордано-западного сотрудничества в ядерной сфере фактор наличия доверия приобретает еще большее значение, так как Иордания является страной:

в которой чуть ли не половина населения – беженцы и потомки беженцев;

которая граничит с охваченным гражданской войной Ираком, где задействованы практически все мало-мальски известные исламистские организации;

которая граничит с проблемной Сирией, имеющей все шансы стать еще более проблемной, если исламисты «свалят» правящую светскую элиту.

С учетом всех этих особенностей возникает вопрос: почему французы — а французы в данном случае являются частью того сообщества государств, которые мы по привычке называем западными, ? не просто помогают, а в условиях отсутствия у самой Иордании необходимой научно-технической и промышленной базы на самом деле реализуют иорданскую ядерную программу?

Ответов неполитического характера на этот вопрос может быть не так уж и много. Разве только можно говорить о коммерческом интересе, хотя с данной позиции никакая организация, занимающаяся изучением уровня риска инвестиций, по нашему глубокому убеждению, ядерной сделке с Иорданией зеленого света не дала бы.

Мы склоняемся к мысли, что готовность западных стран помочь Иордании в реализации ее ядерной программы представляет собой часть мер, направленных на повышение роли и положения Иордании в регионе Ближнего Востока.

Если взглянуть на карту конфликтов Ближнего Востока, то можно увидеть, что ситуация в регионе развивается для так называемых западных стран не очень благоприятно.

Иран настолько близок к созданию замкнутого ядерного цикла, насколько далеко международное сообщество от выработки сколько-нибудь действенных механизмов воздействия на Иран с целью прекращения обогащения им урана и строительства тяжеловодного реактора.

В Ираке то ли гражданская война, то ли анархия, похожая на гоббсовскую «войну всех против всех».

Очевидно, что в Ливане нет никого сильнее и влиятельнее «Хизбаллы», которая рано или поздно получит свое объективно первостепенное место в политических отношениях в этой стране, а в Сирии даже если кто-либо и «свалит» президента Башара Асада, то только исламисты, а не прозападно настроенные демократы. Саудовская Аравия, ввиду закостенелости правящего режима и отсталости общества, в дальнейшем, в особенности при сокращении добычи нефти в стране, может превратиться в еще один крупный центр нестабильности в регионе. Так кто в этих условиях будет «воротами на Ближний Восток»?

Иордания – страна, безусловно, сравнительно стабильная и для исламских стран Ближнего Востока очень даже современная, ? на наш взгляд, может претендовать на превращение в центр американского и западного влияния в регионе.

Иордания – один из островков стабильности в регионе Ближнего Востока – стала довольно привлекательна для передовых социальных групп этого региона.

В Амман переехали влиятельные и богатые арабские семьи из Ирака и Саудовской Аравии, тут же можно наблюдать совершенно особую ситуацию для стран Ближнего Востока: в Иорданию перевозят свои капиталы представители религиозных и этнических меньшинств, проживающих на Ближнем Востоке. Прежде всего, речь идет об армянах и маронитах из Ливана. Это происходит в условиях, когда в течение последних лет наблюдается вымирание христианских общин региона.

Поддержка ядерной программы Иордании – поддержка стабильности этой страны и показатель долгосрочной ставки на нее.

В то же самое время развитие ядерной энергетики позволит Иордании в будущем уменьшить зависимость от поставок энергоносителей из Саудовской Аравии и Ирака и тем самым снизить уровень взаимозависимости между этими странами.

Надо отметить, что решению этой задачи будет служить также развитие альтернативных источников энергии, на которое в Иордании обращают очень большое внимание.

Правительство Иордании решило работать в направлении увеличения доли альтернативных источников энергии в производстве электричества для второго по величине города Иордании Ирбида до 50%. А новый миллионный город-спутник Аммана, который начнут строить за счет привлеченных из Всемирного банка 5 млрд долларов и который пока еще носит условное название Мединатуна, будет существовать исключительно за счет возобновляемых источников энергии.

Все вышеизложенное говорит о том, что ядерная программа Иордании имеет все шансы начать реализовываться в ближайшем будущем. Для этого есть самое важное — политическая заинтересованность ведущих западных стран и особая значимость ядерной программы для будущего самой Иордании.

Источник: http://www.iimes.ru/?p=7159

Иорданское Хашимитское Королевство. Государственное устройство Иордании

Политический режим иордании

Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии.

Территория – 91,8 тыс. кв. км. Столица – г. Амман.

Население – 4,5 млн. чел. (1996 г.), главным образом арабы.

Официальный язык – арабский.

Государственная религия – ислам суннитского толка, 5% христиане.

C начала XVI в. территория современной Иордании входила в состав Османской империи. После окончания Первой мировой войны она была включена в английский мандат на Палестину. В 1921 г. на территории к востоку от р. Иордан был создан эмират Трансиордания на правах протектората Англии. В 1946 г. провозглашено независимое государство Иордания с наследным монархическим правлением.

Иордания – унитарное государство. Административно-территориальное деление – 10 губернаторств (мухафаз).

Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим – умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны.

Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в “свободном волеизъявлении народа”. В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г.

разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).

Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года).

Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах.

Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест – за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест – за христианами.

Глава государства – Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.

Конституция 1952 г.

наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.

Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.

Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны.

Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов.

Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.

Правовая система

Общая характеристика

В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Кочевники-бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом.

В течение XIX в., когда Иордания была частью Османской империи, действовали основанные на французских образцах Коммерческий, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также ряд других элементов европейского права. В период британского господства (1917-1946 гг.) здесь также было частично воспринято английское общее право.

Гражданское и смежные с ним

отрасли права

В качестве важнейшего источника гражданского права действует ГК 1976 г., составленный по образцу египетского ГК. Он состоит из Вводного титула и 4 книг.

Во Вводном титуле имеются разделы о пределах действия, о лицах и др.

Первая книга посвящена личным правам, вторая обязательствам, третья – праву собственности, четвертая – вещному обеспечению прав и обязательств. Всего в Кодексе 1449 статей.

Семейно-брачные отношения в Иордании регламентируются Законом о личном статусе 1976 г., который отменил ранее применявшийся Закон о правах семьи 1951 г. Иорданский закон разрешает мусульманину иметь до четырех жен.

В Иордании до сих пор применяются отдельные положения Маджаллыкодификации норм мусульманского гражданского и гражданско-процессуального права, принятой в Турции в 1869-1876 гг.

Экономические законы направлены на поощрение частного предпринимательства и иностранных инвестиций. В 1995 г. принят Закон о поощрении инвестиций, который устанавливает как для иорданских, так и иностранных инвесторов дополнительные стимулы и налоговые льготы.

В 1971 г. в Иордании был принят Кодекс о труде. Иорданское трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы и (со значительными ограничениями) на забастовку.

Источник: http://bibliotekar.ru/3-1-31-pravovye-sistemy/163.htm

Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии.Территория – 91,8 тыс. кв. км. Столица – г. Амман.Население – 4,5 млн. чел. (1996 г.), главным образом арабы.Официальный язык – арабский.Государственная религия – ислам суннитского толка, 5% христиане.C начала XVI в. территория современной Иордании входила в состав Османской империи.

После окончания Первой мировой войны она была включена в английский мандат на Палестину. В 1921 г. на территории к востоку от р. Иордан был создан эмират Трансиордания на правах протектората Англии. В 1946 г. провозглашено независимое государство Иордания с наследным монархическим правлением.

Государственное устройство

Иордания – унитарное государство. Административно-территориальное деление – 10 губернаторств (мухафаз).Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим – умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г.

Национальная хартия заложила основы демократизации страны. Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в “свободном волеизъявлении народа”. В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г.

разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах.

Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест – за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест – за христианами.Глава государства – Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти.

Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.Конституция 1952 г.

наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны. Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов. Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.

Правовая система

Общая характеристика

В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом.

Кочевники-бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом.В течение XIX в.

, когда Иордания была частью Османской империи, действовали основанные на французских образцах Коммерческий, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также ряд других элементов европейского права. В период британского господства (1917-1946 гг.

) здесь также было частично воспринято английское общее право.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В качестве важнейшего источника гражданского права действует ГК 1976 г., составленный по образцу египетского ГК. Он состоит из Вводного титула и 4 книг. Во Вводном титуле имеются разделы о пределах действия, о лицах и др.

Первая книга посвящена личным правам, вторая обязательствам, третья – праву собственности, четвертая – вещному обеспечению прав и обязательств. Всего в Кодексе 1449 статей.Семейно-брачные отношения в Иордании регламентируются Законом о личном статусе 1976 г.

, который отменил ранее применявшийся Закон о правах семьи 1951 г. Иорданский закон разрешает мусульманину иметь до четырех жен.В Иордании до сих пор применяются отдельные положения Маджаллыкодификации норм мусульманского гражданского и гражданско-процессуального права, принятой в Турции в 1869-1876 гг.

Экономические законы направлены на поощрение частного предпринимательства и иностранных инвестиций. В 1995 г. принят Закон о поощрении инвестиций, который устанавливает как для иорданских, так и иностранных инвесторов дополнительные стимулы и налоговые льготы.В 1971 г. в Иордании был принят Кодекс о труде.

Иорданское трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы и (со значительными ограничениями) на забастовку.

Уголовное право и процесс

До середины XIX в. на территории современной Иордании применялось мусульманское деликтное право. С 1858 г. здесь стал действовать османский Уголовный кодекс, основанный в значительной мере на французском УК 1810 г.В настоящее время главным источником уголовного права Иордании является УК 1960 г., основанный на ливанском УК 1943 г.

, который, в свою очередь, развивает положения французского уголовного законодательства (УК Франции 1810 г.). Влияние мусульманского деликтного права в Иордании ограничивается включением отдельных его норм в уголовное законодательство. В частности, ст.274 УК Иордании 1960 г. объявляет уголовно наказуемым нарушение мусульманского поста во время рамадана.УК 1960 г.

предусматривает смертную казнь как обязательное наказание за преднамеренное убийство и другие виды умышленного убийства; за преступления против государства (измена, попытка изменить Конституцию незаконными способами); за покушение на жизнь или свободу членов королевской семьи; за акты терроризма, поджог или саботаж при отягчающих обстоятельствах.

За шпионаж также предусмотрена в качестве обязательной меры смертная казнь (Закон 1971 г.). За воинские преступления смертная казнь установлена по воинскому Уголовному кодексу 1952 г. Согласно Специальному закону 1952 г. владение или продажа оружия для незаконных целей также является преступлением, наказуемым смертной казнью. В 1988 г.

эта мера стала обязательной за изнасилование девочки в возрасте до 15 лет.Основным источником уголовно-процессуального права является УПК 1961 г.Долгое время на развитие иорданского уголовного процесса весьма негативное влияние оказывала напряженная военно-политическая обстановка внутри страны и на Ближнем Востоке в целом. После объявления 5 июня 1967 г.

военного положения был учрежден Военно-полевой суд, состоящий из 3 армейских офицеров. Его компетенция постепенно распространялась на все преступления против безопасности государства; преступления, связанные с огнестрельным оружием и наркотиками; дела об особых видах убийств; другие дела о преступлениях, отнесенные к его компетенции военным Генерал-губернатором (позднее – Премьер-министром).

Этот суд не был связан нормами УПК или доказательственным правом, его процедуры иногда не соответствовали международным стандартам справедливости. Приговоры этого суда не могли быть обжалованы в вышестоящий трибунал, но проверялись военным Генерал-губернатором. Чрезвычайные нормы применялись и в деятельности других судов, как военных, так и гражданских. Избранный в 1989 г.

парламент внес изменения в Закон о государственной безопасности, вернув судам их гражданский статус и отменив многие элементы чрезвычайного судопроизводства.Статья 102 Конституции и УПК предусматривают право обвиняемого на адвоката по его собственному выбору на стадиях следствия и суда. Это право существенно ограничено в делах о государственной безопасности.

Статья 28 УПК устанавливает, что задержанный должен быть доставлен в суд в течение 48 часов с момента задержания (ареста) даже в особых делах о безопасности. На практике суды обычно санкционируют длительные сроки предварительного заключения.

Судебная система. Органы контроля

Согласно Конституции судебная власть независима. Имеются 3 вида судов: регулярные (суды общей юрисдикции), конфессиональные (религиозные) и специальные суды. Регулярные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, если их рассмотрение прямо не отнесено к ведению религиозных или специальных судов.

Система регулярных судов включает четыре уровня: суды магистратов, суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд. 14 судов магистратов осуществляют юрисдикцию по небольшим гражданским и уголовным делам (с максимальным наказанием в виде штрафа до 100 динаров или тюремного заключения сроком до одного года).

Семь судов первой инстанции занимаются более серьезными гражданскими и уголовными делами. Уголовные дела рассматриваются коллегией из 3судей, гражданские дела и дела о проступках – 2 судьями. Апелляционные суды в составе 3 судей разбирают жалобы на решения судов первой инстанции, судов магистратов и религиозных судов.

К регулярным судам также относятся высокие административные суды.Высшим судом в стране является Кассационный суд в Аммане. Его председатель, назначаемый Королем, является верховным судьей страны. В полном составе из 7 членов Кассационный суд рассматривает только наиболее важные дела. В остальных случаях заседает коллегия из 5 судей.

Кассационный суд выступает как высшая апелляционная инстанция, он также рассматривает по первой инстанции дела о государственных преступлениях и дает толкования закона.Дела военнослужащих и сотрудников департамента общей разведки рассматриваются внутренними трибуналами, применяющими положения общего и Воинского уголовных кодексов.

Действовавший в период военного положения Военно-полевой суд был заменен Судом государственной безопасности, который состоит из гражданских и военных судей. Как и прежний, новый суд рассматривает довольно широкий круг дел, касающихся не только внешней и внутренней безопасности королевства, но и других тяжких преступлений (например, связанных с наркотиками).

Решения Суда государственной безопасности могут быть обжалованы в Кассационный суд.Конфессиональные суды делятся на шариатские – для мусульман и церковные (именуются “конфессиональные советы”) – для христианских меньшинств. Эти суды рассматривают дела, касающиеся прежде всего вопросов личного статуса (брак, развод, опека и наследование).

Согласно иорданскому Закону о шариатских судах 1967 г. данные суды компетентны решать не только вопросы “личного статуса”, но и любой другой спор, если стороны требуют рассмотреть его на основе мусульманского права.

Помимо этого, они рассматривают дела о “выкупе за кровь” (дийя), если хотя бы одной стороной конфликта выступает мусульманин и стороны согласны передать дело шариатскому суду, а также и вопросы, связанные с мусульманскими вакфами. В каждом суде шариата заседает один судья (кади), который решает дела на основе мусульманского права.

Церковные суды обычно действуют в составе 3 судей, которые выносят решения на основе различных интерпретаций канонического права (греко-православной, католической, англиканской и т.д.). Если спорящие относятся к различным конфессиям и не соглашаются подчиниться юрисдикции одного из религиозных судов, дело рассматривается в гражданском суде.Согласно Конституции (ст.

98) судьи регулярных и шариатских судов назначаются и смещаются королевским декретом. Кандидатуры судей Королю представляет назначаемый последним Высокий судебный совет, который обычно следует рекомендациям Министерства юстиции.

В случае юрисдикционных конфликтов между любыми конфессиональными судами или между конфессиональным судом и регулярным судом председатель Кассационного суда назначает специальный трибунал в составе 3 судей, который разрешает спор о юрисдикции или рассматривает дело по существу.

Специальные суды включают Высокий трибунал (или Высокий совет), который дает толкование Конституции по просьбе Премьер-министра или любой палаты Национального собрания, и Высокий суд правосудия, который образовывается по мере необходимости Кассационным судом. Высокий суд правосудия рассматривает обращения хабеас корпус и мандамус и может издавать судебные запреты (injunctions), касающиеся государственных служащих, допустивших злоупотребления. Он также наделен полномочиями рассматривать дела о преступлениях, совершенных членами правительства.У кочевых племен Иордании многие споры и правонарушения по-прежнему рассматриваются в традиционных племенных судах (несмотря на официальную отмену в 1976 г. племенного обычного права с передачей соответствующих дел под юрисдикцию гражданских судов).

Литература

Atalla F. B. Jordan // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1971. P. J27-32.Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 244-268.

Источник: https://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/iordaniy.html

Политический режим в иордании настоящее время || Судебная власть в иордании

Политический режим иордании

Растущее напряжение в Иордании Сегодня, наряду с внутренними угрозами, режим Абдаллы II сталкивается и с угрозами внешними. Сатлофф и Шенкер считают, что риск внутренних беспорядков уменьшился, но угроза от последствий сирийского конфликта возросла.

В настоящее время в Иордании находятся около 1,4 млн сирийских беженцев которые являются источником нестабильности. Почти все они рассредоточились по стране, в официальных лагерях беженцев находится менее 10%, в УВКБ ООН зарегистрирована только половина.

Беженцы доля которых от общего населении Иордании составляет около 13%, являются большим бременем для слабой иорданской экономики. В 2015 г. расходы связанные с приёмом беженцев составили 17,5% от бюджета страны, дефицит которого составил $ 2 млрд.

Большое влияние имеют Иорданская ассоциация прессы и Иорданская ассоциация адвокатов. С нач. 1990-х гг. в И. наметился курс на демократизацию и либерализацию экономики. Она выступает за мирное разрешение арабо-израильского конфликта, стремится к тесному сотрудничеству с западными государствами, в т.ч.

США. Вооружённые силы И. состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Береговой охраны, формируются на контрактной основе. Расходы на оборонные цели в 2001 составили 8,6% ВВП, или 760 млн долл. США. Численность Вооружённых сил 103 880 чел., в т.ч.

90 000 чел. —

Сухопутные войска, 13 400 чел. — ВВС и 480 чел. — ВМС, насчитывается 35 тыс. резервистов. На вооружении находится около 100 самолётов и 1180 танков. 25 тыс.чел. входят в полицию. Армия отличается высоким уровнем профессиональной подготовки и дисциплины.

По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим — умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны.

Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в «свободном волеизъявлении народа». В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г.

военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.). Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов.

В чем состоит особенность исполнительного производства в иордании

ОСОБЕННОСТЬ ПЕРВАЯ – В Иордании есть Суд Шариата – но сейчас он решает только семейные споры. Так решил «Король – Воин Абдалла 11». А раньше в Суд Шариата можно было обращаться по любому спору между мусульманами. Но если у Вас семейный спор. И Вы уже мусульманка – то не забудьте о Суде Шариата.

ОСОБЕННОСТЬ ВТОРАЯ – если Вы сможете убедить сотрудников Посольства Иордании в Москве поставить штамп – апостиль на Долговые документы, то считайте, что Долговые документы с этого момента имеют Правовую силу на территории Хашимитского Королевства Иордания.

И Вы можете смело ехать в Иорданию и подавать Ваши Долговые документы на прямую в «Орган исполнения судебных приказов». И если чиновник из этого Органа не найдет оснований отказать Вам, то произойдет следующее – Иорданские приставы начнут Исполнительное производство – без Судебного решения.

Должника вызывают и предлагают подписать с Кредитором Мировое Соглашение. Но до момента подписания Мирового Соглашения – Должнику предлагают для проявления его «доброй воли», заплатить Кредитору – 25% от суммы Долга.

Просто подписать Мировое Соглашение по мнению Иорданских приставов и местной практике решения Долговых проблем – мало. Должник уже подписал Соглашение. И ни чего не заплатил. Так зачем брать с Должника, еще одну новую бумагу.

ОСОБЕННОСТЬ ТРЕТЬЯ – а что произойдет, если Должник не сможет или не захочет проявить свою – «добрую волю»??? Иорданские Приставы, просто на просто – посадят такого Должника в ТЮРЬМУ.

Где он и будет сидеть, пока его родственники не заплатят за него его Долг!!! Или хотя бы – 25% Долга, что бы Должник смог подписать с Кредитором – Мировое Соглашение. А тюрьмы в Иордании, пока еще ни чего общего не имеют с новой турецкой тюрьмой «Силиври» под Стамбулом.

Или с новыми тюрьмами в Грузии. Конечно московские тюрьмы получше иорданских. Но тюрьма, она везде тюрьма. Хоть по стандартам Евросоюза построена. Хоть отремонтирована при Лужкове Ю.М. А в Иордании тюрьмы построены, еще при дедушке нынешнего Короля.

ОСОБЕННОСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ – ни какие проценты, (ссудные проценты) указанные в долговых Документах на территории Хашимитского Королевства Иордания – не действуют. Так сказал Пророк Мухаммед – да будет благословенно его имя.

Но это правило действует с небольшим исключением – если Ваше дело рассматривается в Суде. И Ваш Должник не возражает против процентов за период пользования вашими деньгами. Тогда с его согласия, в Судебном решение будут учтены и проценты по долгу.

Они также могут найти отражение в сумме судебного решения, если Должник или его Представитель не являются в Суд. А Вы или Ваш представитель, «правильно» преподнесли Суду, назначение процентов указанных в Исходном долговом Документе!!!

Вот в этом слове «правильно» и заключается наш опыт, знания и связи.

ОСОБЕННОСТЬ ПЯТАЯ – браки заключенные за границей между гражданином Иордании и например россиянкой – на территории Иордании не действуют. Пока на этот брак и на супругу не будет оформлен – Фамильный (семейный) паспорт.

Предлагаем ознакомиться:  Свидетель не явился в суд по гражданскому делу

Исключением из этого правила, может быть только одно – если россиянка – супруга гражданина Иордании родила мальчика. Тогда «Фамильный паспорт» будет оформлен очень быстро. Но мальчика заберут в Иорданию.

Можно с супругой, а можно и без нее. Имейте это в виду – россиянки!!! Когда за Вами начинает ухаживать – гражданин Иордании!!! А если Вы родили девочку, то интереса к этому браку и к девочке могут не проявить. Родите своему мужу – мальчика. Будущего воина. И все будет в порядке.

ОСОБЕННОСТЬ ШЕСТАЯ – если Долговые документы не позволяют сразу обратиться к Иорданским приставам, то Вам остается только обращение в Суд. Суд в Иордании в два раза медлительнее, чем в России. И приготовьте еще примерно – 1 500 долларов США на уплату нескольких налогов и пошлин.

И еще и адвокат, может объявить Вам стоимость своих услуг в 20% от суммы Иска. И при этом потребует – 10% при заключении с Вами Договора. И еще 10% при получении судебного решения. Не при возврате денег – только лишь при получении судебного решения.

А Вы уже понимаете, что после получения Судебного решения – начинается путь получения Вами Ваших денег – и этот путь, может оказаться длинной в жизнь. Жизнь Вашего Должника или Вашу Жизнь.

ОСОБЕННОСТЬ СЕДЬМАЯ – не так давно, Король Хашимитского Королевства Иордания, разрешил Судам – накладывать проценты за пользование чужими деньгами. Этот процент равен – 9% в год. Но об этом надо просить Суд – отдельным заявлением.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ВОПРОС – есть ли у Вашего Должника средства и имущество для исполнения Долговых обязательств???

Имейте в виду, если Ваш Должник разъезжает по Амману на Мерседесе, это еще не показатель его «состоятельности».

Подержанный Мерседес в Аммане можно купить за 5 000 долларов США. Пять верблюдов, будут стоить дороже.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ АДВОКАТА В АММАНЕ – Стоимость услуг местного адвоката – 10% от суммы Иска. При этом половина этой суммы платится при заключении Договора с Адвокатом. И вторая половина платиться после получения судебного Решения в Вашу пользу.

Можно легко найти адвоката с английским языком. Но мы рекомендуем нашего друга – профессора Валид Гоусуса. Он учился в России. Свободно говорит по-русски. Преподает в местном Университете. Его телефон на странице – НАШИ ПАРТНЕРЫ.

Вот такая это страна Иордания. Теперь можете давать деньги в Долг Иорданцу. Как возвращать этот Долг, Вы уже знаете.

Политический режим в иордании настоящее время

Глава государства — Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами;

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание госпошлины с нескольких ответчиков

он ратифицирует законы и вводит их в действие. Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов;

созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки;

введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.

По разным оценкам против правительства Башара аль-Асада воюет около 3 тыс. иорданцев. Стабильность в Иордании является высоким приоритетом для США. Королевство является основным партнером в борьбе против ДАИШ и иранской экспансии, а также поддерживает мирное урегулирование арабо-израильского конфликта.

Сотрудничество Иордании с Израилем является дополнительным плюсом к интересам США в регионе. Иордании угрожает террористическая деятельность ДАИШ, но теракты скорее всего сплотят население. Однако увеличение числа сирийских беженцев может ослабить иорданскую экономику, что приведёт к обострению внутриполитической обстановки.

Рекомендации С 2011 г. США оказали помощь сирийским беженцам в Иордании на сумму $ 700 млн. Также Иордании была увеличена ежегодная военно-финансовая помощь с нынешних $ 660 млн. до $ 1 млрд к 2017 г. (прим.

(13) расходная часть иорданского бюджета в 2016 г.Правовая система Общая характеристика В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом.

Кочевники-бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом. В течение XIX в.

, когда Иордания была частью Османской империи, действовали основанные на французских образцах Коммерческий, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также ряд других элементов европейского права.

Роль и место умеренной исламской оппозиции в политических процессах в иордании

Специальные суды включают Высокий трибунал (или Высокий совет), который дает толкование Конституции по просьбе Премьер-министра или любой палаты Национального собрания, и Высокий суд правосудия, который образовывается по мере необходимости Кассационным судом.

Высокий суд правосудия рассматривает обращения хабеас корпус и мандамус и может издавать судебные запреты (injunctions), касающиеся государственных служащих, допустивших злоупотребления. Он также наделен полномочиями рассматривать дела о преступлениях, совершенных членами правительства.

У кочевых племен Иордании многие споры и правонарушения по-прежнему рассматриваются в традиционных племенных судах (несмотря на официальную отмену в 1976 г. племенного обычного права с передачей соответствующих дел под юрисдикцию гражданских судов). Литература Atalla F. B. Jordan // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1971. P.

Источник: https://active-body.info/sudebnaya-vlast-iordanii/

Авторитарный режим

Политический режим иордании

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности
властям;

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику.

Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни.

В таких условиях рядовые граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного участия в их обсуждении.

Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращать политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим; исключается деятельность других политических партий и организаций.

Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии.

Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием.

Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.

Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения, т.е. в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана.

Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики.

Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М.

Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе.

Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей.

В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Источник: http://kulturoznanie.ru/politology/avtoritarnyj-rezhim/

Помощь права
Добавить комментарий