Политическая власть и государственная служба

Кучеренко А.В. Государственная и публичная (политическая) власть: вопросы соотношения

Политическая власть и государственная служба

Библиографическая ссылка на статью:
Кучеренко А.В. Государственная и публичная (политическая) власть: вопросы соотношения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16718 (дата обращения: 26.03.2019).

Как известно, социальная власть проявляет себя в двух основных разновидностях: общественной власти и власти государственной. С исторической точки зрения общественная власть является первой, проявляя себя еще первобытно-родовым строем. Далее, по мере развития человеческой цивилизации возникла и развилась другая разновидность – государственная  власть.

Среди отечественных специалистов долгое время доминировала позиция, согласно которой «публичная (политическая) власть» и «государственная власть» являются синонимичными категориями. Так, М.И.

Байтин указывает, что политическая власть в собственном смысле – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии [1, с. 83]. Иные авторы, например, Ф.М. Бурлацкий и Н.М. Кейзеров, разделяли эти понятия.

При этом понятие «политическая власть» используется в более широком смысле, поскольку она включает все элементы и звенья политической структуры общества, а не только одно (хотя и значимое) ее звено – государство [2, с. 145].

В настоящее время в правовой и политической науке доминирует другой подход понимания публичной власти. Считается, что публичная власть подразумевает разные организационные формы, которые не сводятся к государственной власти.

Отраженная в современных конституциях развитых государств, в том числе, Конституции Российской Федерации, вертикальная децентрализация государственной власти, подразумевающая  выделение местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента публичной власти, не относящегося к государственной власти, предполагает обоснованную дифференциацию категорий «публичная власть» и «государственная власть», несмотря на их отождествление ранее [3, с. 167].

Понятие «публичная власть» намного шире понятия «государственная власть». Выше обозначенное понимание характера публичной власти в Российской федерации подразумевает наличие не менее двух уровней ее реализации: государственной власти и местного самоуправления.

Местная власть функционирует на территории муниципальных образований: в городских и сельских поселениях, муниципальных районах  и т.д. В свою очередь государственная власть как верховная и суверенная разновидность публичной власти, в Российской Федерации реализуется на федеральном (общегосударственном) и региональном уровнях.

Она занимает центральное место среди иных выражений публичной власти, что связано  с особенностями механизма ее реализации, а также особенностями отношений, возникающих на ее основе.

В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.

Государственную власть можно охарактеризовать следующими признаками:

– официальным характером, регламентируемым Конституцией Российской Федерации и ее законодательством;

– структурированностью аппарата власти, которая подразумевает  существование специально сформированных и действующих институтов публичной власти;

– общеобязательностью характера решений органов государственной власти;

– существованием правомочий на легальное и легитимное  применение насилия (принуждения), включая использование армии и специальных служб;

– возможностью отменять акты и решения негосударственных структур и организаций, что не исключает государственно-частное партнерство [4];

– наличием ряда исключительных правомочий, например, на законное изъятие части доходов граждан и организаций в виде налогов [5, с. 79 – 80].

Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти [6].

Государственную власть олицетворяет Российская Федерация, то есть государство. Она представлена системой органов государственной власти, разделенных «вертикально» (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и «горизонтально» (на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную).

Одной из характеристик государственной власти является ее легитимность, то есть признание этой власти большинством населения государства. Ведь государственная власть считается разновидностью социальной (общественной) власти, и, соответственно, население (общество) должно признавать ее в таком качестве,  таковой, полагает ее «своей» властью и подчиняться [7, с. 68].

Государственной власти присущи свои отличительные особенности:

1) публичность государственной власти, то есть открытость власти, которая действует от имени всего общества и представляет его интересы. При этом государственная власть реализуется специальным профессиональным аппаратом, отделена от общества и не совпадает с ним;

2) суверенитет государственной власти, то есть ее верховенство внутри страны, а также самостоятельность и независимость в международных отношениях (власть самостоятельно принимает решение об участии в каких-либо наднациональных союзах и объединениях, заключении каких-либо договоров и соглашений).

В данном случае, под верховенством государственной власти понимается, прежде всего, то, что выше этой власти в стране не действует больше никакой другой власти и все в обязательном порядке подчиняются власти государства.

Однако в условиях демократии государственный суверенитет опирается на суверенитет народа, который первичен по отношению к государственному;

3) наличие аппарата принуждения (органов государственной власти), действующего на всей территории страны и в отношении всего ее населения;

4) легитимность государственной власти, то есть ее признание, подтверждение обоснованности властвования, обладания необходимым  авторитетом;

5) всеобщность государственной власти, которая  представляет ее распространение на всей территории и на все население государства, а включая лиц, временно находящихся на соответствующей территории;

6) универсальность государственной власти, которая предполагает, что  государственная власть гипотетически способна решать любые вопросы, существенные с точки зрения государства и общеситва, общеобязательность ее указаний и соблюдение и защита права и свободы человека;

7) моноцентричность государственной власти предполагает одновременно единство государственной власти и ее разделение на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

8) монополизм государственной власти в сфере издания законов и иных общеобязательных нормативных актов, который позволяет ей придавать своим указаниям обязательный характер, в том числе, обязательный для самого государства.

Государство является официальным представителем всего своего народа в его государственных границах и на международном «поле», оно выражает волю народа, учитывает многообразие потребностей населения, интересов и целей государства. Одновременно именно народ является источником государственной власти, наделяя ею отдельных лиц и органы [8, с. 5].

Главной отличительной чертой государственной власти от других видов власти является то, что она единственная и главенствующая в обществе страны.

Функционирование двух и более государственных властей в одном и том же государстве недопустимо, иначе это приведет к насильственному противоборству властей и к катастрофическому дезорганизационому управлению в обществе.

Ярким примером в этом плане выступает сама Россия и те события, которые происходили 4 октября 1993 года, когда противостояние президента и парламента за отстаивание разного курса развития страны, выразилось в вооруженной борьбе, захватом некоторых учреждений и стрельбой из танков по парламенту.

Таким образом, государственная власть выступает разновидностью публичной власти, осуществляет властные полномочия от имени народа, государственных органов и должностных лиц на основе верховенства закона, включая возможность легитимного принуждения [9].

Библиографический список

  1. Байтин И.М. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – М.: Право и государство, 2005. – 544 c.
  2. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – СПб. : Питер, 2005 . – 512 с.
  3. Тарасова Е.П. Соотношение понятий «политическая власть» и «государственная власть» // Социология власти. 2010. № 5. С. 164 – 172.
  4. Шауро И.Г., Забайкалов А.П. Некоторые ограничения субъектного состава государственно – частного партнерства в современной России // NB: Административное право и практика администрирования. 2016. № 4. С. 15-21.
  5. Глазунова Н.И. Государственное управление. – М: Муниципальный мир, 2004. – 454 с.
  6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным анием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  7. Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: курс лекций. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 290 с.
  8. Забайкалов А.П. Процедуры ания в избирательном процессе: современное состояние и перспективы развития: монография. – Воронеж: НАУКА‐ЮНИПРЕСС, 2016. – 248 с.
  9. Малявкина Н.В. Теоретико-правовые аспекты органа публичной власти в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 4. С. 124-130.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Кучеренко Александра Вячеславовна»

Источник: http://human.snauka.ru/2016/10/16718

Взаимодействие политики и государственной службы: концепции и модели

Политическая власть и государственная служба

Предыдущий | Оглавление | Следующий

1

Феномен госслужбы традиционно привлекает к себе внимание исследователей, ибо публично-административная деятельность – решающий фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления. Особый интерес представляет проблема функционирования государственной службы как важного института власти и управления, влиятельного политического актора.

Как согласуется этот тезис с классической веберианской концепцией политической нейтральности государственной службы? Напомним вкратце суть этой концепции. Выдающийся немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920 гг. ) разработал в своем классическом труде «Хозяйство и общество» (1922 г.

) концепцию рациональной бюрократии как основы организации современного типа, которая пришла на смену организации патриархальной. Альтернативой патриархальной системе стала постепенно складывавшаяся современная форма решения текущих дел, названная Вебером «рационально-бюрократической».

Ей (в идеале) становились присущи компетентность, бесстрастность, четкое исполнение закона, упорядоченность и унифицированность процедур.

Доминанту бюрократии Вебер зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация – наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличенности функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 12

Таким образом, по Веберу, бюрократия – всего лишь инструмент управления, полностью подчиненный политическому руководителю.

Следовательно, о власти чиновничества и речи идти не может? Конечно, идеальный тип государственной службы вообще не предусматривает возможности того, что административный аппарат обладает властью, выходящей за пределы его формальных полномочий.

В то же время ученый рассматривал такую возможность и полагал, что на практике власть бюрократии в современном обществе очень значительна.

Власть административного аппарата, согласно Веберу, основывается, прежде всего, на знании, которым он обладает. Это знание двоякого рода: оно подразумевает, во-первых, специальные навыки в самом широком смысле этого слова, полученные в ходе профессиональной подготовки.

Помимо этого, как отмечал Вебер, чиновник владеет официальной информацией, которая может быть получена только по административным каналам.

Эффективный контроль за деятельностью чиновников возможен в таком случае лишь при наличии независимых от бюрократического аппарата источников информации.

Усилению позиций бюрократии в борьбе за власть в значительной степени способствует широкое использование чиновниками понятия «служебная тайна», когда доступ к той или иной информации жестко ограничивается, нередко с единственной целью избежать какого-либо контроля.

Путем манипулирования находящимися в их распоряжении данными чиновники всегда могут оказывать существенное влияние на принятие политических решений. С точки зрения Вебера, способность бюрократии влиять на выработку политического курса имеет крайне негативные последствия, что обусловлено, прежде всего, отсутствием у чиновников качеств, необходимых подлинному политическому деятелю.

Вебер подчеркивает существенные различия между чиновником и политиком как двумя во многом противоположными типами. Он указывает, что чиновник, получивший приказание, которое считает неправильным, может и обязан высказывать свои возражения.

Но если вышестоящие инстанции настаивают на выполнении приказания, долг чиновника состоит в том, чтобы исполнять его так, как если бы оно соответствовало его собственному убеждению. За собственно политический курс чиновник не несет личной ответственности.

Что касается политика, он должен рисковать своей карьерой, отстаивая собственный курс, и быть готовым уйти в отставку в случае его неудачи.

Как считает Вебер, только под влиянием необходимости брать на себя личную ответственность могут развиваться качества подлинного лидера. Однако условия, в которых протекает деятельность чиновников, препятствует проявлению таких качеств.

Вебер с сожалением отмечает, что после ухода с политической арены Бисмарка Германия управлялась бюрократами, а не политиками по призванию.

Согласно Веберу, бюрократия, которая служит наиболее эффективным орудием управления в современном обществе, совершенно не подготовлена к тому, чтобы исполнять функцию определения государственной политики в силу отсутствия у чиновников необходимых для этого качеств лидера.

Бюрократия неизбежно сталкивается здесь с ограничениями, которые не могут быть преодолены в рамках самой бюрократической системы управления. Вторжение бюрократии в политическую сферу расценивалось немецким ученым как злоупотребление властью.

Проблема для Вебера состояла в том, чтобы не допустить дальнейшего расширения власти бюрократии и подчинить деятельность аппарата ответственным политикам.

Положение Вебера о необходимости сохранения государственным служащим политической нейтральности воспринято сегодня и политической и административной науками.

О «неполитичности» чиновничества как норме для всех развитых в экономико-правовом отношении государств много пишут сегодня и отечественные авторы: служащий обязан действовать в соответствии с правовыми актами, но не политическими установками; быть свободным от какого бы то ни было партийного влияния; не руководствоваться политическими симпатиями или антипатиями при подборе кадров; не создавать в государственных органах партийных организаций и т. д.

Суть проблемы здесь в том, что, как и во времена Вебера, корпус государственных служащих предстает перед нами в облике двуликого Януса.

Один лик – конституционный, формально-юридический: госслужащий неполитичен, ревностен в исполнении и соблюдении законов, профессионален, компетентен, лоялен к законно избранной или назначенной политической власти. Другой лик – реальный.

И эта реальность весьма далека от официального имиджа, декларируемой нормативности, причем даже в самых развитых государствах: демонстрировавшийся не так давно по РТВ английский сериал «Да, господин министр» – наглядное тому подтверждение.

Несмотря на освященную законами формальную подчиненность госслужащих политической вла

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 13

сти, они оказывают существенное, а иногда и решающее воздействие на процесс распределения и перераспределения власти.

Причастность к формированию и проведению государственной политики позволяет госслужащим (прежде всего высшего звена) не только соучаствовать в принятии политических решений, взаимодействуя с политической властью, но и выступать, как уже было сказано, в качестве самостоятельного политического актора, т. е. проводить собственную политическую линию.

В последние годы из официального употребления у нас практически выведен термин «бюрократия», фактически синонимичный термину «госслужба». Вряд ли с этим можно согласиться.

Ведь в той мере, а какой государственная служба на практике выходит за рамки механического исполнения и применения законов, она и становится «-кратией» – бюрократией, администрократией, административной властью. А именно в этом качестве она и интересует общество.

Лейтмотивом огромного числа трудов, посвященных проблемам и зарубежной, и российской госслужбы. Является вопрос: кто нами правит? Избранные люди, имеющие мандат народного доверия, или никем не избранные и не имеющие собственной легитимности чиновники?

Апробированным способом выяснения этого весьма актуального и для России вопроса является определение источников бюрократической власти.

К таковым современная наука относит стратегическое позиционирование управленцев в процессе государственного управления, их официальный статус, присущие им функции исполнения и интерпретации законов, самостоятельного нормотворчества, информационно-аналитического обеспечения процесса принятия политических решений.

Конкретным примером того, какой реальной властью обладают, например, госслужащие США, является делегирование конгрессом США части своих полномочий в области нормотворчества управленческим структурам – министерствам и ведомствам, имеющим необходимые для этого время, знания и опыт. Обычно американские законодатели принимают, а президент подписывает законы в самом общем виде.

Законодательный акт часто оказывается, поэтому, документом расплывчатым, полным двусмысленностей, порожденных политическим компромиссом. Административные структуры приводят такой закон в рабочее состояние: устраняют неточности и противоречия, точно формулируют процедуру его применения. В результате нормотворческой деятельности ведомств закон приобретает иногда иной смысл.

Политическое значение чиновничества в значительной степени базируется, как было отмечено Вебером, на его роли главного источника информации и консультанта в процессе выработки политических решений.

Нельзя, например, провести четкого различия между тем, что называется «заниматься политикой» и тем, что называется «заниматься политическим консультированием». Решения принимаются на основе имеющейся информации, а это значит, что содержание решения неизбежно структурировано предложенным советом.

Более того, являясь главным источником информации для политиков, госслужащие эффективно контролируют информационный поток. Политики знают главным образом то, что им сообщает их аппарат. А информация, как известно, может фильтроваться, задерживаться, подвергаться селекции и т. д. в соответствии с преференциями служащих.

Контроль за информацией, экспертиза и специальные знания – главные источники власти госслужбы, которые приобретают особое значение с приходом в политику малоопытных деятелей.

Государственная служба нередко участвует в артикулировании и агрегировании групповых интересов, хотя это никоим образом не входит в ее функции. По роду своей деятельности она вступает в контакт с группами интересов, становящимися ее клиентами.

Клиентелизм может благотворно сказываться на состоянии политико-государственной системы при условии, что он помогает достижению общественного консенсуса. Но он же подрывает публичный характер государственного управления в ситуации, когда госструктуры попадают под влияние отдельных групп и контролируются ими.

Если групповой интерес совпадает с корпоративным интересом самой бюрократии, мы имеем дело с антидемократическими, олигархическими тенденциями.

Важнейшей функцией госслужбы является обеспечение стабильности и преемственности внутри политической системы, что приобретает исключительное значение в переходные исторические периоды: политики, министры приходят и уходят, а профессиональные управленцы, карьерные чиновники остаются. Но постоянство корпуса госслужащих может вести и к порокам: иногда оно оборачивается снобизмом, кастовостью, консерватизмом, а иногда, особенно в отсутствие эффективной политической и публичной отчетности, – коррупцией.

 В 1980 г. в Лондоне вышла книга политолога Питера Келнера и лейбористского министра в отставке лорда Кроузера-Ханта «Государственные служащие» с подзаголовком «Британский правящий класс».

Неудачи лейбористских правительств эти авторы объясняли, в частности, тем, что чиновничество проводило, по их мнению, не лейбористскую, а собственную политику.

Именно при лейбористах в Великобритании начали создаваться различные структуры, подрывавшие экспертно-консультационную монополию высших госслужащих, например, «политячейка» на Даунинг-стрит 10 при премьер-министре Каллагэне.

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 14

Самый сильный удар по «британскому правящему классу» нанесла, однако, в 1980-х гг. М. Тэтчер. Убежденная в «великой измене» чиновничества, якобы «зараженного идеями кейнсианства», она инициировала настоящую войну между политической и административной властями. Упразднили департамент госслужбы как отдельную правительственную структуру, сократили число госслужащих с 700 до 590 тыс. человек.

Началась идеологическая обработка общественного мнения: госслужащие не патриотичны, они плохо работают; настоящие герои нации – руководители предприятий и менеджеры частного сектора и проч. Сама М. Тэтчер испытывала редкое для соблюдающего традиции консерватора отвращение к сытой и спокойной госслужбе с ее гарантированной занятостью, раздутыми штатами, претензиями на политическое господство.

 Один из твердых тэтчерианцев писал тогда в «Дейли телеграф»: «Если мы не вырвемся сейчас из тисков Гражданской Службы, больше у нас не будет возможности прийти к власти. Многие из нас начинают понимать, что чиновничество – это раса, убежденная в том, что руководит страной и что ей требуется всего лишь укротить нескольких министров».

За годы пребывания Тэтчер у власти с министерской вольницей было в основном покончено. Отныне у аппарата уже не должно было быть какого-то собственного представления о правильной политике.

Многое было сделано и для изменения самого стиля деятельности госслужбы; акцент делался преимущественно на управлении и решении конкретных проблем, а не на политических дебатах.

Главными стали считать не вопрос о том, следует или нет осуществлять конкретную политику, а о том, как ее осуществлять, причем наиболее эффективно. После ухода Тэтчер ее политика в отношении госслужбы проводилась, но уже менее настойчиво.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Источник: http://www.kursach.com/biblio/0005001/0201.htm

Власть – это… Политическая власть и органы государственной власти

Политическая власть и государственная служба

Власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять чем-либо и кем-либо.

Любая власть предполагает неравенство, поскольку есть властвующие и подвластные.

Политическая власть – это право, способность и возможность претворять в жизнь и отстаивать определенные политические взгляды и цели.

Политическая власть – понятие более широкое, чем государственная власть. Политической властью обладают не только государственные органы, но и другие политические институты – например, партии и общественные движения, профсоюзы и международные организации.

Что такое государственная власть

Государственная власть – это одна из разновидностей политической власти, право и возможность управлять государством. Государственная власть распространяется на всех граждан страны.

Признаки государственной власти:

  • Действует на основе права от имени всего общества.
  • Монополия на насилие. Только власть имеет законное право использовать силу в пределах страны.
  • Власть имеет единый общегосударственный центр принятия политических решений.
  • Власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства: экономические, социальные, культурные, принудительные.

Что такое органы госвласти. Органы государственной власти в России

Государственная власть – еще и система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Эту власть осуществляет государство в лице должностных лиц и государственных органов.

Органы государственной власти – это учреждения и организации, предназначенные для управления государством на разных уровнях. Органы государственной власти могут быть высшими и низшими, центральными и местными, федеральными и региональными.

Примеры органов государственной власти в России: Министерство внутренних дел, Верховный суд, правительство Московской области, Федеральная налоговая служба.

При демократическом политическом режиме государственная власть основана на принципе разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип провозглашается в статье 10 Конституции РФ.

В Российской Федерации государственную власть, в соответствии со статьей 11 Конституции, осуществляют президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды.

В субъектах федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной (законодательные собрания, думы и др.) и исполнительной власти (губернаторы, правительства).

Россия – федеративное государство. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами

Теории происхождения власти

Власть – ключевой политический институт. Как считается, он возник одновременно с появлением общества. Есть разные представления о происхождении власти:

  • Классовая (марксистская) концепция гласит, что власть – это господство экономически доминирующего класса над другими классами. Например, при феодализме – доминирование феодалов над крестьянами, при капитализме – доминирование капиталистов над рабочими.
  • Элитарная концепция сводится к тому, что власть – это отношения между господствующим меньшинством и подчиненными большинством.
  • Структурно-организационная концепция гласит, что власть порождается самой иерархической структурой политической жизни, которая подразумевает подчинение низших уровней высшим.
  • Поведенческая концепция объясняет природу власти тем, что стремление к власти – это доминирующая часть человеческой психики.

Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти

  • Субъект власти – это тот, кто осуществляет власть. Человек, группа, организация, мировое сообщество и т.п.
  • Объект власти – это тот, кто выполняет веления власти. Индивид, группа, класс и т.п.
  • Функции власти – это задачи, которые она выполняет. К функциям власти относятся господство, руководство, контроль, координация, организация и т.п.
  • Источник власти – это то, что дает ей действенность. Источником власти может быть авторитет, сила, закон, богатство, харизма и др.
  • Основания власти – это фундамент, опора власти. Это может быть экономическая и социальная база, юридические, административно-силовые, культурные основания.
  • Ресурсы власти – это все то, что субъект власти может использовать для влияния на других. К ресурсам власти относятся принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх etc.

Функции политической власти

  1. Формирование политической системы общества, организация его политической жизни и отношений (между государством и обществом, общественными институтами, классами).

  2. Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами и отношениями.

  3. Создание определенной формы правления, типа политической системы и политических отношений.

Требования к демократической власти

В современных демократических обществах источником суверенитета считается народ, поэтому власть должна работать на благо народа. К демократической власти предъявляют ряд требований, чтобы не допустить сползания к авторитаризму или тоталитарному режиму.

  • Ограниченность – разделение властей.
  • Регламентированность – подчинение власти закону.
  • Институциональность – власть принадлежит не конкретным людям, а устойчивым структурам, общественным институтам.
  • Легитимность – общественно-моральное оправдание власти, ее признание населением и международным сообществом.

Устойчивость и легитимность политической власти

Одна из важнейших проблем политической власти – проблема устойчивости. Основные принципы устойчивости политической власти – это легитимность и результативность.

Легитимность власти – это признание власти обществом, добровольное согласие народа подчиняться решениям политических лидеров и государственных органов.

Составляющие легитимности – это:

  • Положительная оценка власти населением.
  • Признание власти гражданским обществом.
  • Признание власти мировым сообществом.

Результативность власти – это то, в какой степени власть выполняет свои функции и соответствует ожиданиям населения.

Признаки результативной власти:

  • Успешная экономическая политика, экономический рост.
  • Устойчивый рост благосостояния и уровня жизни основной части населения.
  • Укрепление общественного порядка, безопасность.
  • Авторитет на международной арене.

Источник: https://www.anews.com/p/114558063-vlast-ehto-politicheskaya-vlast-i-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Политическая, административная… власть

Политическая власть и государственная служба

Особенности различных элементов власти-субъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является, ее деление в соответствии «ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть– это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть – это распределение положения социальной структуре, статутов, должностей и привилегий.

Политическая власть – всякая организованная воля – одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); |

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием ресурсов.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений.

Во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты государственных учреждений.

В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответсвующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной.

Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества.

Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты-парламента.

В основном же в современных демократических странах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности правляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации – все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участникам и властного взаимодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения. Особым видом политической власти является государственная власть.

Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять её нельзя, т. к.

насилие и принуждение могут использоваться и не политической властью (деспотизм, терроризм).

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной.

Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства.

Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации.

Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но к манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения выделяются мегауровень- международные организации (ООН, НАТО); макроуровень-центральные органы государства; мезоуровень – подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов: законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи важнейшей считают экономическую власть.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство подчинять ее своим целям.

В определенных условиях доминирующее влияние общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний)

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью.

Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» – близкие, но не тождественные понятия.

Первое носит более одиночный, этический характер, а второе – юридический.

13. Организационная культура и кадровая политика в государственной службе Российской Федерации.

Организационная культура государственной службы представляет собой комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых государственными служащими определенного государственного органа и являющихся продуктом их совместной деятельности.

С одной стороны, она связана с функционированием государственного органа. В этом аспекте она включает нормативный уровень, то есть ценности и нормы деятельности государственных служащих, которые отражаются в декларируемых принципах и символике государственного органа.

Декларируемые принципы фиксируются в нормативно-правовых актах федерального, регионального и локального уровней, регламентирующих действия государственных служащих. Символика представляет собой совокупность эмблем, сознательно создаваемых организацией как знаков принадлежности к ней.

Она находит отражение в обстановке помещений, специальной одежде, настенных изображениях и других материальных атрибутах деятельности.

С другой стороны, это индивидуальное восприятие государственным служащим существующих в организации ценностей – социальные установки. Они отражаются в представлениях государственных служащих о целях деятельности, о себе, о работе, о внешней среде и в моделях поведения индивида как деятельностного, так и речевого.

В государственных органах существуют различия в организационных культурах. Например, в органах государственной власти отдельных регионов.

Российская государственная служба по своему организационному построению и по характеру служебных отношений исторически формировалась в рамках административно-бюрократической культуры и авторитарной этики. Этот тип культуры сохраняется и сегодня.

Однако в настоящее время государственные органы вынуждены создавать организационную культуру, которая могла бы отвечать и требованиям специфической (по сути бюрократической) деятельности в системе государственной службы, и изменчивости, приспособляемости к внешней среде.

При построении организационной культуры приоритетное значение имеет кадровая политика. С учетом сложившейся кадровой ситуации на государственной службе основными приоритетами государственной кадровой политики признаются следующие направления:

1. Сдерживание роста абсолютной численности государственных служащих. Приоритетным направлением кадровой политики является приостановка и сдерживание дальнейшего роста численности го дарственных служащих, а в перспективном плане – ее целенаправленное регулирование, приведение в соответствие с избранной моделью государственного управления.

2. Обеспечение стабильности кадрового состава. Кадровый состав государственной службы нестабилен, а масштабы и качество обновления кадров государственного аппарата подвержены конъюнктурным колебаниям в зависимости от действия причин политического характера.

При этом общим для всех периодов является наличие потенциальной нестабильности кадрового состава: готовности определенной части наличного кадрового состава в любой момент сменить работу из-за низкого престижа государственной службы, слабой социальной защищенности, неадекватности условий труда и т.д.

3. Нормализация показателей структуры кадров государственных служащих по возрастному и половому признакам.

В вопросе нормализации показателей структуры кадрового состава по возрастному признаку приоритетом кадровой политики выступает организованное привлечение на государственную службу молодежи, создание для нее условий служебного роста, закрепление на работе опытных специалистов средних возрастов и постепенное высвобождение работников старших возрастов

4. Обеспечение объективной и комплексной оценки профессиональных качеств государственных служащих.

Поэтому при подборе кадров на государственную службу приоритетным направлением кадровой политики является установление жестких критериев соответствия способностей претендентов квалификационным требованиям к государственным должностям. Немаловажным аспектом является и обеспечение гласности этой работы.

5. Обеспечение однородности кадрового состава по уровню профессиональной подготовки.

Следствием отсутствия стандартов и процедур отбора на государственную службу становится дефицит профессионализма и компетентности государственных служащих в решении проблем.

Поэтому задачей кадровой политики является достижение однородности кадрового состава по уровню его профессиональной подготовки, компетентности, наличию управленческих знаний и навыков.

6. Обеспечение условий продвижения на государственной службе. Продвижение по службе не должно являться самоцелью, а должно осуществляться с учетом соответствия достоинств кандидатов системе квалификационных требований к должности. На государственной службе каждая должность почетна и значима.

Не государственный орган должен приспосабливаться к способностям государственного служащего, а претендент на должность должен обладать требуемыми квалификацией и способностями. Правовое основание служебного роста – способность достижения требуемых результатов, а не поощрение за хорошую работу.

Источник: https://studopedia.su/15_7154_politicheskaya-administrativnaya-vlast.html

Помощь права
Добавить комментарий