Педагогические задачи в доу и их решение примеры

Педагогические ситуации и их решение

Педагогические задачи в доу и их решение примеры

Марина Стадник
Педагогические ситуации и их решение

Предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Когда мы смотрим на образовательные Госстандарты, видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников. С чем это связано? Попробуем разобраться.

СЛАЙД

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. А ведь еще 20 лет назад социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.

Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер: современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям.

Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным.

Дворовые социализации исчезли.

СЛАЙД.

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных.

Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр.

Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.

СЛАЙД.

Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников.

Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т. д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни.

Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме.

Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения:

– Предлагаю вам разобрать еще несколько педагогических ситуаций и найти пути их решения. Работать будем по подгруппам (по 5-6 человек).

Раздаются ситуации

Приступая к рассмотрению педагогических ситуаций советуем:

• Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц.

• Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы.

• Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.

• Аргументы должны быть подкреплены ссылками на теорию.

СЛАЙД.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

• исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача,

• построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача,

• поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)

Примеры анализа педагогических задач

СЛАЙД

Ситуация “Об отверженном ребёнке”

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

СЛАЙД

1. Исследовательская задача:

• Что есть? – есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,

• Что не устраивает? – дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,

• Что нужно? – чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2. Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество

3. Изобретательская задача:

– выявить способности мальчика, значимые для других детей;

– подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

– поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку.

Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.

После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

СЛАЙД

Ситуация №1.

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

СЛАЙД

1. Исследовательская задача:

• Что есть? – гиперактивный ребёнок.

• Что не устраивает? – его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.

• Что нужно? – чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

2. Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»

3. Изобретательская задача:

– Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.

– Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.

– излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

– дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где “спрятано” следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

СЛАЙД

Ситуация №2

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

СЛАЙД

1. Исследовательская задача:

• Что есть? – нетерпеливый ребенок.

• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.

• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2. Прогнозная задача:

– сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3. Изобретательская задача:

– познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

– тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

– отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.

– установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон».

В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего

СЛАЙД

Ситуация №3

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

СЛАЙД

1. Исследовательская задача:

• Что есть? – робкий ребенок.

• Что не устраивает? – заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

2. Прогнозная задача:

– научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3. Изобретательская задача:

– выявить причину неуверенности в себе;

– научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

– повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

– подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».

– одобрять инициативу.

4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

СЛАЙД

«Принципы воспитания детей 21 века»:

Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.

С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.

Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.

Уважайте ребенка.

Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.

Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.

Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.

Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!

СЛАЙД

В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем.

Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/bloknot-receptov-pedagogicheskie-situaci-i-ih-reshenie.html

Разбор проблемных ситуаций

Педагогические задачи в доу и их решение примеры

 Проблемная ситуация №1. 

           Учитель первого класса пришла к психо­логу с жалобой на одного из своих учеников: «Игорь просто издевается и мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе.

Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей.

А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: выгоняла из класса, делала замечания в присутствии родителей, оставляла во время перемены в классе стоять возле парты.

Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо. Игорь с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».

             Проблемы и причины ситуации №1:

отсутствие   дисциплинированности, социальная неуклюжесть ;повышенная речевая и двигательная активность;вербальная  агрессия.

          Пути решения проблем и причин ситуации №1(через упражнения, приемы и т.д.):

  • Выявить наиболее сформированные способности, дарования ребенка.
  • Создать ситуацию успеха для ребенка, т.е. дать возможность почувствовать свою успешность. Так как гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Что дает возможность «раскрыться», обрести свое Я, и пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники станут замечать происходящие в нем перемены.

        Прогноз (результат):  Количество окриков и замечаний снизится, что благотворно повлияет на поведение ребенка.

Проблемная ситуация №2.

Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих.

Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни.

Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах.

воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме.

Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.              

             Проблемы и причины ситуации №2:

  • повышенная двигательная активность, возбужденность, нарушение сна;
  • отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

             Пути решения проблем и причин ситуации №2:

    Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но, прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованны. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме.Не использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!»; зачастую подвергается и физическим наказаниям.  Выбрать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей и для педагогов.Использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова; или в школе можно посадить ребенка рядом с воспитателем (за первый стол), проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

             Прогноз:  Поведение ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно начнет изменяться.

Ребенок станет меньше манипулировать взрослыми, почувствует в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям. В результате целенаправленной работы удастся наладить взаимоотношения с ребенком.

Снизится мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка.  Засыпая, проснется отдохнувшим, станет менее импульсивным и предсказуемым.

Проблемная ситуация №3.

             Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым.

Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему. В медицинской карте Дениса стоит диагноз – «дефицит внимания с синдромом гиперактивности».

Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно.

Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата.

               Проблемы и причины ситуации №3:

  • импульсивность, двигательная расторможенность – отсутствие дисциплинированности;
  • дефицит активного внимания – рассеянное внимание;
  • использование взрослыми в единой стратегии неэффективного подхода к ребенку.

              Пути решения проблем и причин ситуации №3:

1.      Для того чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места, так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

2.      Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

3.      В подходящей ситуации педагог сможет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

4.      Если потребность ребенка в двигательной активности высока, нет смысла подавлять ее, необходимо попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

5.      Взрослые обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

6.      Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка.

Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше.

Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

7.      Гиперактивному ребенку будет легче, если занятие разделить на части: например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев, так как, к сожалению, такой ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени.

8.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет, так как чем более  драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

9.

    В начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности, для того чтобы позволить сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию), так как в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. А таким детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

10.   Необходимо договариваться с гиперактивным ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий, так как у них возникают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.

11.   На специальном стенде учреждения необходимо отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.

12.   Использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени или звон колокольчика, для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, использует словесные сигналы.

  Но через какое время прозвучит сигнал и что необходимо  сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее, так как в этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю, и он готов к перемене вида деятельности.

Что поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

13.

   Тренировка навыка следовать инструкции взрослого и соблюдать определенные правила и требования необходимо тренировать у таких детей еще в детском саду, так  как с первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки; на каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам, а гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют.

14.   Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько се­кунд (например, сосчитайте до десяти), что даст возможность лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке, так как гиперактивный ребенок очень импуль­сивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный ха­рактер, может вызвать слишком эмоцио­нальную реакцию взрослого.

15.   Для эффективности выполнения нового задания, можно использовать следующий прием: попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

16.   Педагог дол­жен четко установить правила и предупре­дить о последствиях их несоблюдения. Од­нако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится.

17.   Свод правил мо­жет иметь постоянное название, например «Советы самому себе», так как в процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же са­мим, взрослый может без лишних слов ука­зать ему на список правил.

В тех случаях, когда составление такого свода правил невозмож­но или нецелесообразно, педагог может ог­раничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструк­ция должна быть очень конкретной и содер­жать не более десяти слов.

В противном слу­чае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание.

18.

   Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной, так как, учитывая особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…».

19.  Работая с родителями: в обмене между педагогом и родителями «карточка­ми-переписками». Что способствует снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

                Прогноз:   выработка взрослыми единой стратегии эффективного подхода к ребенку и постоянно действующего свода правил, выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности будет компенсироваться если придерживаться предложенных приемов.

            Вывод: Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним.

Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Источник: https://www.b17.ru/article/12764/

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Педагогические задачи в доу и их решение примеры

Педагогические ситуации и пример их решения.

Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации и не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно.

Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила. Данная статья поможет вам разобраться в ситиуции и найти общий язык с молодым поколением.

Про решение педагогических ситуаций в школе и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема? Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций.

Что лежит в основе? Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде.

Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения: недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету; разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах; противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь; противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия; разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта.Пример решения педагогической ситуации.

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий. Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта.

Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций. При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи.

В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы. Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки.

Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения. Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий.

Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями.

У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д. Первое действие – обнаружение факта.

К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор. Вот перед нами готовая педагогическая ситуация.

Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке.

Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец. После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи. Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации: Ябедничество, доносительство и жалобы.

Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д. Драки, потасовки.

Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте.

Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы. Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми.

Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям. Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д. Порча вещей.

Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их. Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства. Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения.

Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения. Педагогическая проблема, как говорится, налицо.

По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию.

В нашем примере возникают следующие задачи: помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков; донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим; провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения. Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен.

Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка. Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения.

Первая ошибка родителей – они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение.

В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила. Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже.

В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков? Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых.

Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.

Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками.

Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость. Воровство, кража чужих вещей.

При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок.

При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны. Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.

Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества. Отрицательное лидерство.

С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.

Проявление школьного «буллинга» – социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение.

Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Источник: https://multiurok.ru/files/piedaghoghichieskiie-situatsii-i-primier-ikh-riesh.html

Семинар-практикум «Анализ педагогических ситуаций» | Методические разработки | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Педагогические задачи в доу и их решение примеры

Ганжа Наталья Борисовна

Организация: ГБОУ СОШ № 1 п.г.т.Суходол структурное подразделение – детский сад «Теремок»

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Суходол

Актуальность.

При оценке деятельности педагогов, умение разрешать профессиональные проблемы, находить верные решения в различных ситуациях, связанных с повседневной работой в ДОО – один из определяющих показателей. Помощь воспитателям в освоении метода анализа педагогических ситуаций, является одним из  ведущих  направлений работы по повышению профессиональной компетентности.

Из различных ситуаций состоит наша жизнь.

Одной из важнейших составляющих социально – нравственного воспитания дошкольников является формирование у них умения оценивать ситуации и делать выбор, то есть поступать в максимально возможном соответствии с нравственными нормами. Очевидно, что развитие соответствующих способностей у воспитанников предполагает владение самим педагогом методом анализа ситуацией.

Практика показывает, что работа с использованием данного метода оказывается одинаково полезной, как для начинающих педагогов, так и для опытных воспитателей.

Тезаурус. Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся  в повседневной работе, и которая породила педагогические задачи, требующие решения.

Выделяют  штатные (они встречаются часто, в процессе ана­лиза действий детей легко и быстро могут  быть сформулированы и решены задачи по их нивелированию) и нештатные (редко встре­чающиеся, сложные, неповторимые, требующие длительного вре­мени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые) педагогические ситуации.

1. Беседа «Ситуации, возникающие в работе воспитателя»

Задачи работы. Введение в проблему. Актуализация представлений педагогов о понятии  «педагогическая ситуация».

Ведущий предлагает участникам практикума прочитать записи, сделанные ими по заданию, полученному на предыдущем занятии.

(Педагогам нужно было попытаться записать суть ситуаций, воз­никших при работе с воспитанниками, в общении детей, в ходе которых возникла необходимость проанализировать происходящее и принять какое-либо решение).

Ведущий благодарит коллег, отмечает, что все озвученные ситу­ации различны, на первый взгляд в них нет ничего общего. Но, если не видеть аналогий, не уметь классифицировать ситуации, педагог, даже самый опытный, будет вынужден в каждой проблем­ной ситуации искать решение с чистого листа, по сути, каждый раз «изобретать велосипед».

2. «Классификация ситуаций»

Задачи работы. Познакомить воспитателей с вариантом разделения педагогических ситуаций на группы по лежащему в их основе противоречию, формировать умение выявлять противоречия в си­туациях, возникающих в ходе взаимодействия участников образо­вательного процесса, определять вид проблемной ситуации.

С целью систематизации представлений о видах педагогических ситуаций ведущий знакомит участников практикума с классифи­кацией, предложенной Е.В. Красной и В.Н. Панферовым (приложе­ние 1 к практикуму).

Ознакомившись с разновидностями проблем­ных педагогических ситуаций, воспитателям нужно попытаться отнести записанные ими ситуации к одной из рассмотренных категорий.

Результаты  работы  обсуждаются.

3. Круглый стол «Алгоритм анализа проблемных ситуаций»

Задачи работы. Помочь педагогам коллективными усилиями в ходе обсуждения своего профессионального опыта выявить единую  последовательность действий в проблемной ситуации.

Педагогам предлагается рассказать, что они делали для разреше­ния проблем в каждом случае, попытаться выстроить единый алгоритм. Обобщая и дополняя высказывания педагогов, ведущий предлагает схему анализа проблемной ситуации.

Алгоритм анализа проблемных ситуаций

Внешняя линия анализа

1. Выявление основного противоречия.

2. Установление представителей всех сторон взаимодействия, прямых и косвенных участников ситуации.

3. Определение потенциала влияния субъектов взаимодействия. Если в определенной ситуации, например, потенциал влия­ния родителей наибольший, воздействовать на ребенка нуж­но через них.

Анализ внутреннего содержания противоречия

Путь содержательного анализа проблемной ситуации пролегает от исходного противоречия к стратегической задаче (развитию ребенка), далее – к причинам (мотивационным основам поступка), затем – к частным задачам (тактическим) и от них – к способам решения.

Главным звеном такого анализа является мотивация поведения.

Ведущий знакомит педагогов с памяткой.

В ходе анализа ситуации необходимо учитывать:

1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

2. Особенности семьи (состав, взаимодействие членов семьи, тактика воспитания).

3. Статус ребенка в группе.

4. События, предшествующие возникновению проблемной си­туации.

5. Суть и причины возникновения проблемной ситуации.

6. Особенности внешних и внутренних противоречий проблемной ситуации.

5. Практикум «Решение профессионально-педагогических проблем»

Задачи работы. Организовать освоение воспитателями на практи­ке алгоритма анализа педагогических ситуаций.

Организуется работа микpогрупп. Вниманию педагогов предлага­ется описание ситуаций  (приложение 2 к практикуму). Необходимо пояснить их суть, выявить противоречие, определить категорию проблемной ситуации, проанализировать ее в соответствии с алго­ритмом, предложить варианты решения.

Результаты работы обсуждаются.

Последующая работа

Педагогам предлагается к следующему занятию записать суть имевших место за этот период ситуаций, их краткий анализ, пояс­нить свои решения, описать развитие ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЯ К СЕМИНАРУ-ПРАКТИКУМУ

«Анализ  педагогических ситуаций»

Приложение 1. Классификация проблемных педагогических ситуаций.

Все разнообразие проблемных ситуаций, которые встречаются в детском саду, можно свести к двенадцати типичным противоречиям.

1. Противоречие, связанное с отставанием в развитии способностей ребенка.

Например, ребенок не усваивает элементарные количественные представления, или не умеет должным образом рисовать, или рас­сеян, неусидчив, неловок. Это – противоречие между уровнем раз­вития ребенка (его возможностями) и предъявленными к нему по возрасту требованиями на занятиях в детском саду или дома.

Решение такого рода проблем возможно посредством индивидуа­лизации работы с таким ребенком по специально разработанной для него программе.

2. Противоречие, проявляющееся в поступках детей, не соответствующих нормам и правилам общественного поведения.

Например, ребенок унес из детского сада игрушку, или лжет воспитателю, или ушел с прогулки домой, или мешает другим, или не здоровается и не прощается и.т.п. Это противоречие свидете­льствует о несформированности морального и нравственного со­знания  ребенка.

Сложность решения таких ситуаций в том, что ребенку еще не доступно понимание общественных норм поведения, смысл запретов на совершаемые им поступки.

3. Противоречия, связанные с адаптационным поведением ребенка. Например, ребенок не хочет идти в группу или, наоборот, ухо­дить из детского сада.

Противоречие, определяющее суть таких си­туаций, лежит в глубинах нервно-психических свойств ребенка.

Оно связано с подвижностью – инертностью нервных процессов и за­метно заявляет о себе на фоне резких различий в условиях детского сада и дома.

Важнейшее условие решения проблем такого рода – налаживание конструктивного взаимодействия воспитателей и родителей, требу­ющее особой терпимости, такта в отношениях с ребенком, а также согласованности требований семьи и детского сада.

4. Противоречие по линии отношений ребенка с другими детьми. Например, ребенок старается быть в центре внимания, или от­казывается от роли ведущего, или не хочет играть с детьми, жалу­ется на других, конфликтует с детьми, проявляет эгоизм и Т.п. Причины таких ситуаций кроются во взаимоотношениях «Я – они», где отсутствует чувство «мы».

Формирование такого чувства требует мотивационной включен­ности каждого ребенка в совместную жизнедеятельность детей.

5. Противоречие, проистекающее из восприятия ребенком отноше­ний к нему.

Например, обида на воспитателя, отмщение за наказание, жало­ба на воспитателя, плаксивость или стремление к похвале за все деяния. Психологическое содержание таких ситуаций заключено в переживании чувства собственного достоинства.

В данном случае про­тиворечие пролегает по линии самооценки ребенка и оценки его со стороны. Ребенок реагирует на несовпадение этих стремясь сохранить самоуважение.

В контексте этого противоречия формиру­ется чувство социальной справедливости.

Выход из такого противоречия лежит на путях психоанализа и коррекции отношения воспитателя к ребенку.

6. Противоречия и проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка к еде.

Эти проблемы могут иметь медико-физиологический аспект и (или) социально-психологический. Первый решается специальным медицинским обследованием. Второй является следствием различий  семейного образа жизни и режима детского сада.

Поскольку  для этого класса проблем далеко не всегда имеется приемлемый вариант разрешения, воспитателю стоит постараться сгладить  внешние проявления ситуации, уйти от конфликта.

7. Противоречия, лежащие в области отношения воспитателя к детям.

Чаще всего это проявляется в избирательном  отношении воспи­тателя к ребенку. Дети весьма чувствительны  к проявлению избира­тельности и переживают «недополучение» положительного отношения со стороны воспитателя как несправедливость.

Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызы­вают у  воспитателя дети. Овладеть этими отношениями – означа­чает для воспитателя подняться на самый высокий уровень саморегу­ляции  своего поведения.

Приложение 2. Примеры проблемных педагогических ситуаций.

1. Ситуация «Выбор направления».

Дети выполняют упражнение «Ходьба по канату», предполагающее движение по свернутому на полу кольцом канату. Один из детей выбрал неверное направление.

Предложите варианты поведения детей. О чем свидетельствует каждый вариант поведения? Как стоит вести себя воспитателю?

2. Ситуация «Разбитая ваза»

Педагог обнаружил разбитую вазу.

Предложите разные обстоятельства, при которых это могло слу­чuться. Как Вы думаете, что может чувствовать в такой ситуации ее виновник? Как это понять по поведению ребенка?

Почему принято наказывать виновного? Что, на Ваш взгляд, из­менится, если наказать (не наказать) ребенка?

3. Ситуация «Сидим красиво» из серии «Предрассудки воспитания»

Принято считать, что у ребенка будет плохая осанка, если он будет сидеть (например, во время занятий  «не правильно». Чем больше педагог тратит усилий на то, чтобы посадить ребенка «кра­сиво», тем чаще и настойчивее он меняет позу.

Определите, что является причиной, а что следствием: плохая осанки – неверная посадка на стуле. Предложите варианты дей­ствий педагога в том случае, если ребенок сидит «неправильно».

4. Ситуация «Недоcтyпная радость»

Старшие дети собрались  вокруг миски с водой, что-то наблюда­ют. Малыш 2,5 лет оказался вне круга. Он что-то искал, наконец, нашел и очень обрадовался.

Как Вы думаете, что хотел предпринять малыш? Предположите, какие действия последовали со стороны воспитателя, наблюдавшего эту сцену? Что было по-настоящему важно для малыша? Как, на       Ваш взгляд, стоит поступать воспитателю в подобных  случаях?

Литература:

1. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Повышение профессионаьной компетентности педагога дошкольного образования. Учебно – методическое пособие.-М.,: Педагогическое общество России, 2013.

2. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова. –Волгоград: Учитель,2014.

3. http://xn—-gtbeazckkbftfsi4a.xn--p1ai/?page_id=891.

: 22.06.2016

Источник: https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2063

Помощь права
Добавить комментарий