Органы налогового администрирования, их система, задачи, функции

Органы налогового администрирования

Органы налогового администрирования, их система, задачи, функции

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля:

· за соблюдением налогового законодательства;

· правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей;

· соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ непосредственно осуществляется:

· ст. гл. 5 НК РФ, ч. 1;

· ст. закона РФ «О налоговых органах РФ» № 943-1, принятого 21 марта 1991 г.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно менялось:

· с 1991 по 1998 г. – Государственная налоговая служба РФ;

· с 1999 по 2004 г. – Министерство РФ по налогам и сборам;

· с осени 2004 г. по настоящее время – Федеральная налоговая служба (ФНС России).

В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня, соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению РФ:

1. Федеральный уровень:

– Минфин России;

– ФНС России;

– специализированные межрегиональные инспекции ФНС России.

2. Федерально-окружной уровень: Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам.

3. Региональный уровень:

– управления ФНС по субъектам РФ;

– специализированные инспекции ФНС России межрайонного уровня (создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне).

4. Местный уровень:

– инспекции ФНС межрайонного уровня;

– инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления.

Обязанности налоговых органов определены ст. 32 НК РФ (ч. 1, гл. 5), к ним относятся:

· соблюдение налогового законодательства и осуществление контроля за его соблюдением;

· ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;

· проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками;

· бесплатное предоставление форм установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения;

· осуществление возврата или зачета излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

· соблюдение налоговой тайны.

В соответствии с законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Согласно ст. 35 НК РФ (ч. 1, гл. 5), причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Таможенные органы – единая система таможенных органов России, в которую входят федеральная таможенная служба, входящая, в свою очередь, в структуру Министерства экономического развития и торговли РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Согласно ст. 34 НК РФ, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 318 ТК РФ (гл. 27), полномочия таможенных органов распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Порядок взимания таможенных платежей определен гл. 27–33 ТК РФ. ТК РФ был принят Госдумой РФ 25 апреля 2003 г. и введен в действие с 1 января 2004 г.

Ответственность таможенных органов регулируется ст. 35 НК РФ (ч. 1, гл. 5).

Органы внутренних дел. В настоящее время в структуре МВД РФ действует Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП МВД России), являющаяся правопреемницей системы БЭП МВД России и системы налоговой полиции РФ.

В настоящее время в системе ФСЭНП МВД России созданы:

· Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП МВД России;

· Главное управление по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД России;

· оперативно-розыскное бюро по экономическим и налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам;

· управления по налоговым преступлениям в главных управлениях, управлениях внутренних дел субъектов РФ и непосредственно им подчиненных подразделениях.

В задачи ФСЭНП МВД России входят:

· предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах;

· обеспечение безопасности сотрудников налоговых инспекций при проведении налоговых проверок.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере налогообложения осуществляется:

· ст. гл. 6 НК РФ, ч. 1;

· ст. 11 Закона РФ «О милиции».

Финансовые органы.

В результате административной реформы ФНС вошла в структуру Минфина, и Минфину были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах.

Ранее Министерство финансов отвечало лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения. В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства.

В структуре Минфина РФ действует централизованная система органов Федерального казначейства. На счетах органов Казначейства аккумулируются все налоговые поступления в федеральный региональный и местные бюджеты. задача федерального казначейства в налоговой сфере – перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» бюджетов.

Источник: https://studopedia.su/2_45039_organi-nalogovogo-administrirovaniya.html

Налоговые органы в Российской Федерации

Органы налогового администрирования, их система, задачи, функции
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые органы в Российской Федерации

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ.

Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие.

Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ.

Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке.

Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации.

Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования.

На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ.

В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным  лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными.

Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovye-organy-v-rossijskoj-federacii.html

54. Органы налогового администрирования. Их задачи и функции

Органы налогового администрирования, их система, задачи, функции

Органами нал. администрирования (налоговыми администрациями) условно можно называть те гос. органы, кот. наделены какими-либо властными полномочиями в сфере налогооблож-я, за искл-ем осуществляющих сугубо правоохранительную ф-ю. В наст. время к числу нал.

администраций РФ следует относить: финансовые органы; налоговые органы; таможенные органы; органы государственных внебюджетных фондов. Фин. органы вкл. Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, фин. управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов.

Фин. органы уполномочены принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ). Кроме того, Министерство фин. РФ является компетентным органом по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения. Налоговые органы представлены Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и его подразделениями в РФ. Нал.

органы прежде всего призваны осущ. контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов (ст. 30 НК РФ). Таможенные органы представляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) и его подразделения.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 34 НК РФ). К органам государственных внебюджетных фондов относ. такие фин-кред. учреждения, как ПФР, Фонд соц. Страх. РФ, Фед. фонд ОМС, Гос. фонд занятости населения РФ и их подразделения.

Органы гос. внебюджетных фондов призваны контролировать своевременность и полноту уплаты страх. взносов, при этом они пользуются правами и несут обязанности нал. органов, предусмотренные зак-вом о налогах и сборах (ст. 341 HK РФ).Функции налоговых органов: 1.соблюдение налогового законодательства и осуществление контроля за его соблюдением; 2.

ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц; 3.проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками; 4.бесплатное предоставление форм установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения; 5.осуществление возврата или зачета излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; 6.соблюдение налоговой тайны.

55.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства РФ о налогах и сборах Нал. инспекция, в ходе контроля за полнотой и правильностью исчислением налогов, а также за соблюд. законод-ва РФ о налогах и сборах пользуется разл. мет. и форм.нал. контроля. В завис. от времени соверш. контроля выд. 3 осн. формы нал.

контроля – предварительный, текущий и последующий. Предв. контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения нал. законод-ва. Осн. методом, реализующим предв. контроль являются камеральные проверки. Они осущ-ся непоср. в инспекции, в день поступления или в послед. периоды, посредством проверки всех поступ. бух.

отчетов и нал. расчетов. Одной из осн. форм нал. контроля яв-ся тек. контроль (иначе оперативный). Он ежедневно осущ-ся отделами нал. инспекции для предотвращения нарушений нал. дисциплины в процессе осущ-ния ФХД п/п-тий и физ. лиц, выполнения ими обяз-в перед б-том. Осн.

методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа. Экспресс-проверка – это проверка, проводимая по относ. узкому кругу вопросов фин.-хоз. дея-ти орг-ции, за короткий врем. период. Послед. контроль яв-ся неотъемлемой частью нал. контроля. Он сводится к проверке фин.-хоз. деят-ти орг-ций и физ.

лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевр-ти поступления нал. и др. обяз. платежей. Эта форма контроля осущ-тся путем проведения выездных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализ непоср. на месте – на п/п-ях, в учр-х и орг-ях.Также можно выделить след.спец. мет., позвол.

предотвратить уклонение от уплаты налогов: законод. ограничения; меры адм. возд-вия, примен. при наруш. плательщиком нал.законод-ва; спец. судебные доктрины.

56. Порядок планирования выездных налоговых проверок. ВНП – одна из форм нал. контроля за правильностью исчисл.и своевр-ти уплаты налогов в б-т, провод. должн. лицами нал. орг. на основании решения рук-ля и проводимая в теч. 2 мес. со дня вынесения решения о данной проверке.

План-ие ВНП закл-ся в опред. перечня налогопл-ков, в отнош. кот. должны быть проведены проверки, сроков их пров-ия; видов налогов и периодов, охваченных проверкой; кадровые ресурсы, необх. для ее проведения и иное.

План-ие и подготовка ВНП проводятся в неск. этапов: 1.Сбор и системат. инф-ции о налогопл-ках. Инф-ция для анализа поступает как из внутр.(свед., накопл. в ходе гос. регистрации и учета налогопл-ков, камер. проверок их деклараций и т.п.), так и из внеш. источников(инф-ция о налогопл-ках, получ. нал. орг. от др. гос. органов, орг. гос.

власти и местн. самоуп-ния, а также др. юр. и физ. лиц). Конечным результатом яв-ся формир. базы данных; 2.Камеральный анализ нал. деклар. и бух. отч-ти налогопл-ов:позволяет сделать вывод о наличии повыш. вер-сти соверш. нал. правонарушения. По результатам камер.анализа отделами камер.

проверок выдаются рекомендации о вкл-нии в план ВНП конкр. налогопл-ков с обоснованием причин таких реком-ций; 3.Анализ фин.-эк. показ. деят-ти налогопл-ов на контролируемой нал. инспекцией территории: проводится на основ. инф-ции о деят-ти всей сов-ти или отд. групп налогопл-ков, имеющейся в автом. информ. системе нал. органов; 4.

Выбор объектов для проведения ВНП: формируется «черновой» список налогопл-ков, кот. целесообразно вкл-ть в план проверок на предст. квартал. В этом списке фигурируют 2 категории плательщиков: налогопл-ки, подл. обяз. проверке в соотв. с действ. законод-вом, указаниями вышест. нал. органов, поручениями правоохр.

органов; налогопл-ки, анализ деят-ти кот. позволяет сделать вывод о наличии повыш. вероятности обнаружения у них нал. правонарушений; 5.Подготовка и утв-ние плана ВНП на предст. квартал: нач-ся с опред. кол-ва орг-ций, кот. могут быть включены в кварт. план на соответств. период. Дан. показ. опр-ся исходя из ср. показ.

кол-ва проверок на одного нал. инспектора за посл. 1-2 года и др. факторов. По результатам провед. анализа также принимается реш. о виде ВНП каждого плательщика (комплексная, тематическая), запланированной на предст. квартал. План проведения ВНП утв-тся рук-лем нал. инспекции не позднее, чем за 10 дней до начала очер. квартала; 6.

Предпроверочный анализ инф-ции о налогопл-ках, отобр. для провед. ВНП, и подгот. перечней вопросов, подл. проверке.

Источник: https://studfiles.net/preview/4168940/page:19/

Налоговое администрирование. Структура налоговых органов РФ, их полномочия и функции

Органы налогового администрирования, их система, задачи, функции

Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Предмет налогового администрирования – налоговое производство.

Объект налогового администрирования – про­цесс управления налоговым производством.

Субъекты налогового администрирования – налоговые и иные органы (налоговые админист­рации).

Налоговое производство – это совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогопла­тельщика, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуж­дению налогоплательщиков к исполнению этого обязательства.

Налоговые администрации – это государственные налоговые и иные органы, которым на законо­дательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отноше­нии налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В соответствии со ст.

30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:

посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Структура ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/):

  1. Руководство и Центральный аппарат ФНС России;
  2. межрегиональные инспекции ФНС России:
    • по федеральным округам (8 округов);
    • по крупнейшим налогоплательщикам (№1-9);
    • по ценообразованию для целей налогообложения;
    • по централизованной обработке данных;
    • по камеральному контролю
  3. Управления ФНС России по субъектам РФ, в которые входят инспекции ФНС России в субъектах РФ.

В соответствии со ст.

6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах РФ» главными задачами налоговых органов являются контроль: 

    • за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – иных обязательных платежей.

Основные функции налоговых органов РФ:

    1. обеспечение исполнения и соблюдения налогового законодательства, выработка механизмов налогового администрирования с целью обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней;
    2. участие в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами;
    3. разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей;
    4. своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

Полномочия налоговых органов

Права налоговых органов установлены ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество;
  6. осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  7. определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;
  8. требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  9. взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;
  10. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  11. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  12. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  13. заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  14. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций;
    • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
    • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Остальные полномочия (контролировать, разъяснять, информировать и т.д.) вытекают из задач и функций налоговых органов.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogovoe-administrirovanie-struktura-nalogovich-organov-rf-ich-polnomochiya-i-funktsii

Задачи и функции налоговых органов

Органы налогового администрирования, их система, задачи, функции

Андрей Нестеров ✔ 29.11.2018

Нестеров А.К. Задачи и функции налоговых органов // Энциклопедия Нестеровых

В соответствии с возложенными на нее функциями Федеральная налоговая служба Российской Федерации осуществляет налоговое администрирование, налоговый контроль и обеспечивает соблюдение законодательства о налогах и сборах.

Функции налогового администрирования выполняет Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инструменты занимают особое место среди других инструментов регулирующей политики государства. Их действие происходит в тесной взаимосвязи с экономическими процессами на уровне национальной экономики и на региональном уровне.

Согласно Закону РФ от 21.03.

1991 N 943-1, “налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации”.

Структура налоговых органов Российской Федерации

Главным налоговым органом России является Федеральная налоговая служба (ФНС), которая подчиняется непосредственно Министерству Финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба РФ представляет собой орган исполнительной власти.

Структура Федеральной налоговой службы

Таким образом, общая структура налоговых органов РФ предполагает наличие следующих четырех уровней:

  1. Федеральный,
  2. Федерально-окружной,
  3. Региональный,
  4. Местный

Такая иерархия соответствует административно-территориальному делению государства.

К содержанию

Функции Федеральной налоговой службы

Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:

  1. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
  2. Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
  3. Контроль за осуществлением валютных операций;
  4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  5. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
  7. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
  8. Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  9. Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
  10. Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
  11. Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
  12. Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.

Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст.

159 “Мошенничество” (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 “Незаконное предпринимательство”, 171.2. “Незаконные организация и проведение азартных игр”, 173.1 “Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица”, 173.

2 “Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица”, 195 “Неправомерные действия при банкротстве”, 196 “Преднамеренное банкротство”, 197 “Фиктивное банкротство” УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст.

151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации.

Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства.

Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве.

Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.

Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.

Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.

Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля.

Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля.

При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.

Источник: http://odiplom.ru/lab/zadachi-funkcii-fns.html

Помощь права
Добавить комментарий