Как оформить инвалидность ребенку с зпр

Порядок оформления инвалидности ребенку

Как оформить инвалидность ребенку с зпр

К сожалению, дети не застрахованы от внешних факторов воздействия, и поэтому встречаются случаи, что различные болезни берут над ними шествие и появляется необходимость в оформлении инвалидности.

На территории РФ законодательная база вопроса о порядке и регулировании инвалидности для взрослых и детей одинаковая.

Что касается порядка оформления, то в этом плане есть небольшие отличие. Рассмотрим все более подробно.

Кто относится к группе детей инвалидов. Законодательная база вопроса

Инвалидность детей четко регулируется нормативно-правовой базой, которая предусматривает порядок оформления, социальные выплаты и права на реабилитацию.

В частности речь идет о таких законах, как:

  1. Постановление Правительства №95, в котором четко прописанные условия и порядок оформления любой группы инвалидности;
  2. Постановление Министерства Труда и социального развития №17, определяющее условия для назначения медицинской экспертизы, предусматривающей выявление причины, повлекшей инвалидность;
  3. Приказ Минздрава №317, который определяет порядок проведения медицинской экспертизы;
  4. Разъяснение Министерства Труда №1, в котором прописан перечень медицинских клиник, имеющих право на проведение медицинской экспертизы;
  5. Федеральные законы, которые предусматривают права инвалидов, порядок получение социальных выплат, в том числе и обеспечивает социальную защиту в обществе.

Стоит отметить, что получить инвалидность вправе любой ребенок, у которого имеется какое-либо заболевание (дцп, аутизм и другие), из-за которого он не может жить нормальной жизнью, ограничен в передвижении и так далее.

Для получения инвалидности существует определенный порядок действий.

Общий порядок оформления статуса инвалида для ребенка

Общая картина оформления инвалидности для ребенка выглядит таким образом:

  1. На первом этапе следует обратиться в местную детскую поликлинику либо в психоневрологический диспансер, на учете которого стоит ребенок. Стоит учитывать, что это зависит от тех параметров, которые отличают его от здоровых детей. В том случае, если заболевание является общетерапевтического значения (проблемы со зрением, слухом), то следует целенаправленно идти в поликлинику. В случае с психическими заболеваниями (генетическими), – начинать процедуру оформления инвалидности следует с психоневрологического диспансера, где ребенок обязательно должен стоять на учете.
  2. Следует у лечащего врача получить направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭК). Для каждого заболевания, направление выписывает определенный врач.
  3. При выдаче направления лечащий врач в обязательном порядке говорит о необходимости прохождения определенных врачей с параллельной сдачей анализов (он также выписывает подобное направление). В большинстве случаев понадобится пройти стандартный перечень врачей и сдать общие анализы крови и мочи.
  4. При наличии направления на руках следует немедленно приступать к обходу врачей и сдачи анализов. В том случае, если до проведения экспертизы ребенок не успел все сделать, процедура повторяется вновь. Другими словами, инвалидность может быть предоставлена только на следующий год.
  5. После того, как анализы сданы, и все необходимые врачи пройдены, со всеми документами необходимо обратиться к своему лечащему врачу (который выдавал направление на МСЭК).
  6. Отдав все документы врачу, можно немного расслабиться, поскольку теперь все зависит от лечащего врача. Он теперь занимается заполнением всей необходимой документации по медицинской части, а родителям с ребенком остается дождаться назначенной даты проведения экспертизы и собирать перечень дополнительной документации.

Сбор необходимой документации

Документация, которая необходима для проведения медицинской экспертизы четко регламентируется Министерством Труда. В ее состав входит:

  • свидетельство о рождении ребенка (в том случае, если ребенку от 14 до 18 лет, – необходимо предъявить паспорт);
  • заявления на проведение экспертизы (может быть написано отцом либо матерью ребенка);
  • характеристика с места учебы либо детского сада (исключением является не посещение ребенком этих заведений);
  • направление на МСЭ. Направление должно быть по форме 088/у-06.

Что касается свидетельства о рождении либо паспорта, то в обязательном порядке должна быть и копия.

Для проведения экспертизы иностранцам, помимо этих документов, необходимо предъявить документ, подтверждающий их статус на территории РФ (речь идет о справки вынужденного переселенца, вида на жительство, разрешения на временное проживание и так далее).

Комиссия МСЭ не имеет права требовать от родителей каких-либо дополнительных документов, поскольку этот перечень является исчерпывающим и четко регламентируется действующим законодательством.

Родители вправе предоставить пакет документов как лично, так и в электронном варианте. При отправке документов через электронную почту, в обязательном порядке должна быть поставлена электронная печать. Но как показывает практика, лучшим вариантом является личная передача документов (в противном случае есть вероятность потери документов).

Куда необходимо обращаться

Как правило инициатором направления на комиссию выступает непосредственно сам лечащий врач, но встречаются случаи, когда родители сами решают подобный вопрос.

В том случае, если болезнь ребенка является поводом для оформления инвалидности, в первую очередь необходимо обращаться к участковому педиатру, который закреплен за ребенком.

Именно он сможет проконсультировать родителей и выступить инициатором. Однако, если ребенок состоит на учете в каком либо отделении, то изначально следует обращаться по этому поводу туда.

К примеру, ребенок состоит на учете у хирурга, следовательно, в первую очередь необходимо обращаться к нему. Он выпишет направление, и расскажет о дальнейших действиях.

При этом стоит отметить, что инвалидность назначается только в крайних случаях, когда медицина бессильна. К сожалению, в последнее время, родители пытаются оформить инвалидность даже при несерьезных заболеваниях, которые излечиваются в течении месяца. Обратившись с подобным заболеванием в комиссию, в инвалидности будет отказано незамедлительно.

Особенности оформления с различными болезнями

От наличия определенного заболевания зависит начало процедуры оформления инвалидности (точнее, разные лечащие врачи выписывают направление). Рассмотрим подробнее.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

При наличии заболевания с опорно-двигательным аппаратом, выдача направления ложится на лечащего хирурга, который и определяет порядок дальнейших действий.

В большинстве случаев, инвалидность может быть назначена сроком на 1 год с дальнейшим подтверждением.

С синдромом Шерешевского-Тернера

На сегодняшний день вокруг инвалидности с этим заболеванием существует множество споров. В большинстве случаев при назначении статуса инвалида ребенку с таким заболеванием, через год она снимается.

Однако инвалидность может быть установлена только в том случае, если:

  • у ребенка наблюдаются проблемы с развитием внутренних органов;
  • наблюдаются серьезные сбои эндокринной системы;
  • существует сбой в умственном развитии.

При отсутствии вышеперечисленных условий в инвалидности будет отказано.

По зрению

В случае наличия проблем со зрением, при попытке оформить инвалидность, первым делом следует обратиться к офтальмологу, который занимается непосредственно лечением.

Как правило заболевания из этой группы влекут пожизненную инвалидность.

Аутизм

В большинстве случаев присвоить инвалидность рекомендует психолог. Ни в коем случае это не означает, что ребенок теперь ни такой как все. Многие специалисты в этой области рекомендуют проведение МСЭК лишь с одной целью – существенное сокращение растрат на реабилитацию, возможность лечения в лучших клиниках РФ бесплатно, что влечет за собой скорейшее улучшение здоровья ребенка.

При аутизме инвалидность присваивается на один год, в дальнейшем при необходимости продлевается.

Астма

Инвалидность в этом случае возможна только при хроническом заболевании, которое влечет за собой постоянные приступы удушья. Несмотря на то, что с таким заболеванием вероятность получения инвалидности достаточно небольшая, это все же возможно.

Однако необходимо быть готовым к тому, что ежегодно следует всеми усилиями доказывать наличие этого заболевания.

ЗПР

При наличии этого заболевания необходимо обратиться к лечащему психотерапевту на консультацию.

В случае, если получение инвалидности возможно, он определит для родителей ребенка порядок дальнейших действий. Но как показывает практика, вероятность получения статуса инвалида низкая.

ДЦП

При заболевании ДЦП, в первую очередь необходимо обратиться к лечащему неврологу за направлением, а затем к участковому педиатру.

Инвалидность в этом случае оформляется сроком на 1 год, затем необходимо перекомиссия.

Особенности оформления в различных регионах

Во всех регионах нашей страны, процедура оформления инвалидности для ребенка одинаковая. При этом есть небольшой нюанс.

Дело в том, что если ребенок, который направлен на МСЭК, является учеником школы либо детского сада, из этого заведения необходима характеристика. В том случае, если родители переехали в другой город, необходимо лично либо через запрос требовать выслать характеристику. В противном случае, комиссия попросту может не принять ребенка и процедура назначаться на следующий год.

Если характеристика будет требоваться в виде запроса, он подается непосредственно лечащим врачом.

Порядок оформления инвалидности ребенку изложен в следующем видеоролике:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/fss/invalidam/oformlenie-invalidnosti-rebenku.html

Бессрочно и заочно

Как оформить инвалидность ребенку с зпр

Правительство упростило процедуру получения инвалидности.

Список заболеваний, по которым ее можно оформить бессрочно, а в некоторых случаях и заочно, был опубликован на сайте кабмина в понедельник, 9 апреля. Всего в него вошло больше 50 болезней.

Кроме того, теперь заметно проще эта процедура может стать и для жителей труднодоступных районов. Портал iz.ru изучил текст постановления и выбрал главное. 

Без срока переосвидетельствования

Одно из главных преимуществ новых правил — возможность получить бессрочную инвалидность уже после первого обращения гражданина.

Раньше в большинстве случаев человеку, получившему инвалидность, приходилось регулярно являться для переосвидетельствования, что создавало сложности как для жителей труднодоступных районов, так и людей с тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями, которым добраться до комиссии было нелегко, а прямой необходимости в переосвидетельствовании при этом не было.

Получить «группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования» смогут лишь люди с определенными заболеваниями или нарушениями здоровья.

«Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к настоящим Правилам, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования», — говорится в тексте документа.  

Если речь идет о ребенке, то для него группа инвалидности будет установлена на срок до 14 лет либо до достижения совершеннолетия. После 18 лет процедуру придется пройти заново — но поскольку речь идет только о людях, в организме которых произошли необратимые изменения, после этого, вероятнее всего, можно будет рассчитывать на оформление бессрочной инвалидности.

Заочный осмотр

Вторым нововведением стала возможность пройти медико-социальную экспертизу — процедуру, необходимую для получения группы инвалидности, — заочно.

«Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к настоящим Правилам, инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании», — поясняется в документе.  

Соответствующее решение, как отмечается в законе, будет принимать Федеральное бюро. Претендовать на заочный осмотр смогут только те, кто страдает от одного из 14 приведенных в приложении к постановлению (доступно на сайте правительства) заболеваний.

Решение будет приниматься на основании двух факторов: состояния человека и места его проживания. То есть в первую очередь речь идет о тех, кто или находится в тяжелом или очень тяжелом состоянии, но рассчитывать на упрощение могут и люди с инвалидностью, проживающие в удаленных и труднодоступных районах, которым крайне сложно добраться до медицинской комиссии.  

Кроме того, теперь не обязательно будет проходить переосвидетельствование для изменения или подтверждения группы инвалидности тем, кому изменили процедуру реабилитации или абилитации.

Расширенный список заболеваний

Всего в обновленном перечне болезней и нарушений здоровья, при которых люди смогут воспользоваться теми или иными нововведениями, — 58 пунктов.

На совещании с Дмитрием Медведевым вице-премьер Ольга Голодец подчеркнула, что в список, позволяющий получить бессрочную инвалидность, впервые были включены хромосомные аномалии (в первую очередь синдром Дауна), слепота, глухота и детский церебральный паралич. Еще для ряда заболеваний процедура получения инвалидности значительно упростилась — речь идет о сколиозе, различных пороках челюстно-лицевой области, аутизме, сахарном диабете и др.

Группа инвалидности может быть установлена бессрочно для всех, кто страдает от одного из 15 заболеваний.

В их числе — злокачественные новообразования и некоторые неоперабельные доброкачественные новообразования, тяжелые формы воспалительных заболеваний кишечника, повышенное кровяное давление, ряд заболеваний нервной системы, врожденное или приобретенное слабоумие. Кроме того, не являться на переосвидетельствование повторно могут люди, у которых были ампутированы рука или нога.

Пройти освидетельствование комиссии заочно могут в том числе взрослые, страдающие от болезни органов дыхания, повышенного кровяного давления, некоторых форм сахарного диабета, а также имеющие злокачественные или неоперабельные доброкачественные новообразования.  

Получить инвалидность сроком на пять лет (и до достижения 14 лет) могут дети со злокачественными новообразованиями, страдающие от сколиоза III–IV степеней, имеющие врожденные пороки развития челюстно-лицевой области, а также дети, у которых был выявлен ранний детский аутизм. Всего — семь подпунктов. До 18 лет могут не проходить переосвидетельствование дети, страдающие от тяжелых форм болезни почек, цирроза печени, наследственных нарушений обмена веществ, ювенильного артрита, шизофрении или эпилепсии. 

Посмотреть полный и точный список заболеваний для всех групп можно в приложении к самому постановлению. 

Пересмотр всей системы

Как рассказала Ольга Голодец, правила получения инвалидности были усовершенствованы после многочисленных обращений организаций инвалидов, отдельных граждан, а также семей, в которых живут родственники-инвалиды. В начале января президент РФ Владимир Путин также поручил упростить эту процедуру — тогда президент потребовал разработать необходимый комплекс до 1 марта. 

Всего, по данным, которые согласно сайту правительства вице-премьер привела на совещании с Дмитрием Медведевым, в России сейчас проживает около 12 млн инвалидов, больше 600 тыс. из них — дети. При этом, по словам Ольги Голодец, в последние годы значительно изменилась статистика детских заболеваний, приводящих к инвалидности.

«Если до 2014 года лидером по инвалидности среди детского населения были врожденные аномалии и пороки, то сейчас на первое место среди инвалидности вышли психические расстройства и расстройства поведения», — отметила она на совещании. 

Это, в свою очередь, требует перестройки всей системы признания детей недееспособными, а также о проведения реабилитации, подчеркнула вице-премьер.

Источник: https://iz.ru/730230/evgeniia-priemskaia/bessrochno-i-zaochno

Ребенок с зпр инвалидность

Как оформить инвалидность ребенку с зпр

Доп.выплаты и бесплатные путевки-это да,но вот наверно есть еще и минусы (какие,пока не знаю, но точно есть: может в школе прозыватся будут и т.д.

При нашем диагнозе, выплаты по инвалидности могут покрыть третью часть стоимости лечения, или будем заниматься еще дополнительно Вам что лишние 1000 гривен в месяц не нужны? Оформлять, я вот тоже думала, что не нужно ребенку портить анамнез инвалидностью.

Инвалидность есть, лечение дорогое, так хоть льготы дополнительные и какие-никакие, но деньги.Инвалидность не на всю жизнь оформляется, ее могут снять через 5 лет, что ребенок инвалид на лбу не пишут. Мне по зрению с детства группу инвалидности оформили лет в 12.

Я сначала была ужасно против и готова была сквозь землю провалиться если бы кто узнал. Автор у меня нет почки с 10 лет( я попала в аварию, меня на пешеходном переходе машина сбила) инвалидность не оформляла мама, тоже сомнения были и т.

д та и никто тогда не предлагал врачи молчали на физкультуру в школе я не ходила ( у меня была справка ) никто с меня не издевался никогда когда я попала в аварию вся школа собирала деньги на операцию, это был 92 год перестройка, кругом были одни развалины так вот о чем я, инвалидность оформила только в 23 года уже как взрослый человек пенсия 994 грн (это гроши почка понятно уже не вырастет, но всеже на кусок хлеба есть) у инвалида детства больше пенсия, и для Вас как для мамы теже 900грн не будут лишними, тем более если ребенок болен оформляйте конечно раз положено. нужно что б учитель правильно формировал отношение детей и родители конечно.Теперь благодарна маме за то что она настояла, помимо льгот есть еще и деньги, которые в наше время не легкое точно лишними не будут. знаете жизнь она длинная инвалидом любой может стать у моего ребенка расщепление мягкого поднебиння .тоже городок маленький .информация все-таки просочилась через воспитателей сада.Но я не жалею .что оформила инвалидность ,внешне никак не проявляется патология ,речь в норме .Даже если бы не оформляла ,все-равно кто-то да узнал.

Инвалидность при ЗПР –

А так получаю денежку ,на пенсию раньше на 5 лет пойду и т.д.

Оформляйте -скорей всего узнают и без оформления иевалидности,а ребенок Ваш каким был ,таким и останется!

Я чернобылец, когда училась, вся школа знала об этом, так как я льготник!

В столовую вечно звали = кормили типо бесплатно….ну скажу честно было не очень приятно, как-то как клеймо…

А как школу закончила, сыграло на руку, поступила в институт на госбюджет, благодаря льготе…., а после 18 лет мама сказала решай сама будем переоформлять удостоверение и получать 2 категорию или нет… хотя уже с высоты лет понимаю что ничего сейчас зазорного в этом нет!

НО лучше б этого в моем детстве не было) Оформляйте, конечно.

Каждый месяц будете получать минимальную соц.выплату,894 грн,с декабря 949 грн. Вы пойдете на пенсию в 50 лет а не в 60 как мать ребенка инвалида до 6 лет, даже если инвалидность снимут.

У меня племянница из деревни смогла поступить в престижный ВУЗ бесплатно только благодаря оформленной инвалидности, а так бы родителям пришлось раскошеливаться на контрактное обучение – то еще ярмо для сельских жителей.

Ребенку не акцентируйте,другим не распространяйтесь особо.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше.

Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить.

Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях.

При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие.

Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими.

Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР: Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок.

Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Аутичные черты в поведении ребенка: Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития.

При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно.

В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт.

Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты.

Государственная помощь

Как оформить инвалидность ребенку с зпр
Г-н президент, мой стол завален так, что компьютера не видно. Кто видит впервые — недоумевает: что это за свалка? А это Всероссийская Жалобная Книга. Это пишут читатели: мол, ваши письма, Александр, читает президент (они в этом уверены), переправьте ему… И бесконечные рассказы о том, как уволили, отняли бизнес, выселили, посадили сына…

И пачки ксерокопий — их переписка с прокуратурой, судами, вашей администрацией. И просьба помочь.

Но сегодня предлагаю вашему вниманию, г-н президент, письмо человека, который ничего не просит. Это письмо из реального мира.

Когда будете читать, вспоминайте, пожалуйста, свое программное письмо “Вперед, Россия!”, где есть такие строки:

“Какой будет Россия для моего сына, для детей и внуков моих сограждан?.. Забота о пенсионерах, защита детей, поддержка людей с ограниченными возможностями — прямая обязанность властей всех уровней”.

“Я мама “особого” ребенка.

Особыми у нас принято называть детей, имеющих серьезные отклонения в психическом развитии и поведении, чтобы не употреблять термины “дефективный ребенок”, “умственно отсталый”, “психически ненормальный”.

Это дети с синдромом Дауна, аутисты, дети страдающие эпилепсией, шизофренией, различными генетическими заболеваниями. Естественно, семьи, воспитывающие особых детей, сталкиваются и с особыми трудностями.

Помню шок первого диагноза. Врач сказала, что считает правильным ничего не смягчать и ничего не преувеличивать, общаясь с родителями, а у моей дочки умственная отсталость и аутизм. Жуткая боль и страх: что нас ждет в будущем?

Потом сомнения: а вдруг врач ошибается? Один специалист, второй, третий. Диагноз ставят помягче: ЗПР (задержка психического развития) и аутистические черты, но смысл тот же. А вот чем лечить — мнения совершенно расходятся…

В какой-то момент понимаешь, что измоталась сама и измотала ребенка; надо на чем-то остановиться. Остановиться на районном враче в поликлинике мне не хотелось (судила по другим специалистам, по разговорам в очереди и видя отношение).

Я выбрала уважаемый в народе Институт коррекционной педагогики и не жалею. Но столкнуться с государственной “помощью” все же довелось.

***

Ребенку-аутенку помимо лечения необходимы специальные развивающие занятия с логопедом, дефектологом. Цена одного такого занятия в Москве доходит до 1500 руб. за час.

Я воспитываю малыша одна, есть еще старшая дочь, такие расходы нам не по карману, и я решила пойти за помощью в государственные службы.

В каждом округе есть несколько центров, куда люди могут обратиться с такими проблемами. Я обратилась в ближайший к дому — “Исток”. Чтобы получить заветные бесплатные занятия, нам пришлось опять пройти всех их специалистов (данные уже проведенных обследований их почему-то не устраивали) и “выйти на комиссию”.

На комиссии мне категорически посоветовали отказаться от всех назначений нашего лечащего врача и дали список гомеопатических препаратов. На вопрос, кто будет отвечать за последствия лечения и с кем я могу консультироваться по мере его течения, мне ответили, что это мои личные заморочки.

— Пейте то, что мы вам назначили, а через 2 месяца мы вас опять на комиссию пригласим.

— А как же занятия, ради которых мы вторично проходили все обследования?

— Вот через 2 месяца и приходите.

Они сразу предупредили, что больше 5 занятий не дадут. Такому ребенку их надо минимум 5 в неделю, а тут всего 5! Мне объяснили, что центр перегружен, а так каждому хоть немножко достанется.

Второй попыткой найти государственные занятия для ребенка стала лекотека. Это относительно молодая идея: организация при детских садах занятий для детей с трудностями в развитии.

Про лекотеки у нас мало кто знает. На сайте департамента образования в нашем округе нашла 4 лекотеки. Одна, как оказалось, еще не работает (и до сих пор не работает). Другая — только для детей с ДЦП. Третья перегружена, и нас не взяли. А вот в четвертую — о счастье! — дочку записали.

Психолог нам сразу понравилась, легко нашла контакт с ребенком. Комната оборудована просто великолепно. Масса развивающих игрушек.

Только вот расписание — полчаса в неделю, в 6 вечера, когда трехлетний ребенок уже плохо может заниматься. (А с утра до вечера психолог работает в детском саду.) Ну, хоть что-то, начали ходить.

Счастье длилось недолго. Через месяц нам сообщили, что лекотека закрывается — нет финансирования.

Следующей моей попыткой получить хоть какую-то помощь от государства стал вопрос со специализированным детским садом. Вот краткие хроники наших похождений. Читая, помните, что мама при этом должна ходить на работу.

Сначала я зашла в ближайший к дому коррекционный садик. Там мне объяснили, что попасть сюда можно только через медико-педагогическую комиссию. Направление в нее надо получить в районной поликлинике. Я пошла к участковому врачу. Та сказала, что она таких направлений не дает; дают их специалисты, в нашем случае это может быть невролог или логопед.

Я пошла к неврологу. Там мне объяснили, что она такого направления дать не может. Нужно к психоневрологу, но в нашей поликлинике его нет, надо поехать в другую.

Я поехала в другую. Психоневролог сказала, что такие направления она дает, но для этого я должна пройти с ребенком полную диспансеризацию в поликлинике плюс обследование в 6-й психиатрической больнице. Заодно предложила оформить ребенку инвалидность, чтобы получать денежную помощь и льготы.

Что такое диспансеризация в нашей поликлинике? Чтобы попасть к логопеду, запись раз в неделю; народ стоит на улице с 6 утра. В 8.30 открывается поликлиника. В 8.35 свободных мест к логопеду нет. С окулистом проще — живая очередь.

Мы с дочкой были ровно 50-е. Даже здоровый ребенок такое с трудом выдержит, а для аутенка это совсем беда. Диспансеризацию мы осилили. Наступила очередь 6-й больницы, в народе “Шестерки”. Чтобы попасть в поликлинический отдел, надо приехать туда, записаться, через 2—3 недели примут.

Место было только на 10 утра, или ждать еще пару недель. Я выбрала 10 утра, боясь опоздать с оформлением в садик. Пришлось выезжать в 8, и в час пик с двумя пересадками тащить малыша. Чтобы ей было легче это пережить, я дала успокоительное.

В первый день нас смотрела только психиатр. Минут пять. Дочка в контакт с ней не вступила, меня о чем-то поспрашивали довольно доброжелательно, что-то написали в карте.

Карту, кстати, на руки не дают; возможности узнать, что там про твоего ребенка пишут, тоже нет.

На следующий день нас смотрели дефектолог и логопед. Больше всего меня потрясла дефектолог. Дочка там почти ничего не выполнила из ее заданий и на тот момент еще ничего не говорила.

Врач (может, этому их учат в институте на курсе по психологии?) решила, что лучшее, что она может для меня сделать, — это убить во мне всякую надежду на то, что ребенок как-то выровняется.

Она подробно и с доказательствами объяснила мне, что моя дочь “никакая” в интеллектуальном плане; что даже если дальше и пойдет какой-то прогресс, то база, которой девочка должна располагать в ее возрасте, отсутствует, т.е.

не на что опереться; что я должна понимать, что “умственная отсталость — это не воспаление легких, это не лечится”. После беседы с ней мне пришлось обратиться за помощью к профессиональному психологу — уже для себя.

И вот — последний кабинет, где занимаются детскими садами. У врача на лице такое выражение, будто мой визит — самое ужасное для нее в жизни. Меня спрашивают, какой садик я бы хотела. Я отвечаю: для детей с задержкой психического развития, поближе к дому.

“Такой сад вам не подходит. Можем предложить сад для умственно отсталых”. И называет адрес примерно в полутора часах езды от дома. Я тогда еще не очень понимала разницу между садом ЗПР и садом УО (для умственно отсталых). Но объяснять мне никто ничего не собирался.

Я пыталась пояснить нашу ситуацию (чтобы найти какое-то решение). Объясняла, что возить туда ребенка почти нереально — она долго так не выдержит. И нельзя сдать ее туда на пятидневку: для нее и полдня серьезная нагрузка! Это никого не интересует.

“В этот пойдете? Нет? Ждите в коридоре”.

Ничего толком не поняв, я жду в коридоре. С надеждой вспоминаю, как районная врач-психоневролог сказала: “Пройдете диспансеризацию, обследование в “Шестерке” — дам направление на МПК” (на комиссию)… А там уж и садик на горизонте.

Но в “Шестерке” мне дали запечатанный конверт для районного врача: результаты обследования, которые родителям почему-то знать не положено.

Сюрприз меня ждал при распечатывании районным врачом этого конвертика.

— Вам в “Шестерке” поставили “атипичный аутизм и умственную отсталость”, — сказала она, замазывая в карте свой диагноз (ЗПР + аутичные черты), — а с “Шестеркой” не спорят, это истина в последней инстанции. А также они пишут, что от специализированных ДУО мать отказалась.

— Как отказалась?! А для чего я все это делала?

— С таким диагнозом направление на МПК я вам не дам, а вот инвалидность оформим.

Я поехала к заведующей поликлиническим отделением 6-й больницы с просьбой пересмотреть диагноз, потому что он закрывает нам дверь в заветный садик. Я привезла ей документы: выписку из НИИ психиатрии, где дочка лежала две недели; справку от лечащего врача из ИКП, которая нас ведет уже больше года.

То есть заключения квалифицированных врачей, которые ребенка хорошо знают, в отличие от тех, кто смотрел нас 10 минут (из которых 8 — в экран компьютера). Показываю наш диагноз: “ЗПР + аутичные черты”. Наивность. Заведующая истиной в последней инстанции их даже смотреть не стала: “У меня свои врачи”.

Всё, чем она согласилась помочь, это посмотреть ребенка повторно через 4 месяца. Я решила обратиться в вышестоящую организацию и с удивлением поняла, что такой нет. Нет даже никакой комиссии, где можно было бы оспорить этот диагноз. Думаю, что именно это и способствует хамскому обращению с родителями.

Пока вопрос повис в воздухе на 4 месяца, я решила оформить инвалидность. Еще комиссии, записи, очередь на полтора месяца. Вот последняя комиссия. И вдруг нам отказывают. Причина: ребенку недостаточно быть больным. Надо, чтобы вас лечили-лечили и не вылечили.

Все то, что мы делаем с дочкой: лечимся у психоневролога из ИКП, ходим на отличные занятия в “Наш солнечный мир”, где иппотерапия, дефектолог, соматосенсорная терапия, кинезотерапия, игровая терапия, логопед, — все это реабилитацией не считается. Реабилитация и лечение — это только госпитализация в “Шестерку”.

Без этой госпитализации инвалидность не дают. А вот туда-то я никак не хочу и никому не советую.

Позже я выяснила, что это исключительно их инициатива, что нет законного основания для обязательной госпитализации. Инвалидность нам оформили, но до следующего года. (Значит, снова ежегодное хождение по мукам.) Меня предупредили, что без “истины в последней инстанции” — не продлят.

С садиком у нас так и не решилось. Мы продолжаем делать все то, что реабилитацией не считается. Вселяет надежду питерский центр “Надежда”, где мы прошли курс транскраниальных микрополяризаций.

Это метод лечения различных форм нарушений психического и речевого развития у детей, дающий неплохие результаты. Дочка заговорила, растет и радует маму.

И храни нас Бог от государственной помощи”.

Елена НОВИКОВА.

Г-н президент, я позвонил Елене Новиковой и спросил: согласна ли она, чтобы под ее письмом стояла настоящая фамилия или она предпочтет псевдоним? Спросил потому, что чаще всего после публикации в прессе у человека появляются “лишние неприятности”, поскольку все критически упомянутые приходят в ярость.

Нет, сказала она, пусть все будет как есть. Наивная, ей кажется, что хуже быть не может.

Источник: https://www.mk.ru/social/article/2009/10/08/364150-gosudarstvennaya-pomosch-osobyim-detyam-ili-istina-v-posledney-instantsii.html

Детям с ЗПР грозит пожизненное клеймо неполноценности

Как оформить инвалидность ребенку с зпр

Фото – Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

В Восточном Казахстане растет количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Эксперты связывают это с нехваткой специалистов на местах и, как следствие, несвоевременной коррекцией.

Статистика говорит сама за себя: только за последние три года деток, которым поставлен диагноз ЗПР – задержка психического развития, стало больше почти на 1,3 тысячи. А всего их в Восточном Казахстане сегодня свыше 6 тысяч.

Таковы данные областной ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация). В регионе работает 16 коррекционных учреждений, 11 кабинетов, и с каждым годом их все больше. В этом году дополнительный коррекционный кабинет открыли при усть-каменогорской школе № 46.

Почему? Потому что есть серьезная необходимость.

На тревожную ситуацию обратили внимание в областном социальном корпоративном фонде “ЗУБР”, который не первый год работает с семьями с инвалидами.

По словам замдиректора фонда Юлии НАТАРОВОЙ, сама система оказания специальных социальных услуг, которая сегодня идет по принципу “от учреждения”, а не “от человека”, требует реформирования. Образование и здравоохранение делят усилия, вместо того чтобы их объединить.

Как показал проведенный фондом опрос, сами подопечные зачастую понятия не имеют об услугах, на которые имеют право, а если заходит речь об оформлении документов, испытывают настоящий стресс.

– Родители ребенка-инвалида для получения права на специальные социальные услуги должны собрать пакет документов, – привела пример Юлия. – Каждая бумага требует посещения отдельного учреждения, обследования, порой эти учреждения есть только в областном центре или соседнем районе.

Мало того, что мама должна разобраться в бумагах, она вынуждена ехать в другой населенный пункт, несколько часов трястись с больным ребенком по плохой дороге. Ребенок устает, не хочет разговаривать с незнакомыми людьми. На тестах он может показать низкие результаты, и заключение может быть некорректным.

За последние годы мы на практике наблюдаем рост числа детей с диагнозом “задержка психического развития – ЗПР”. Более того, прошедший круги ада родитель иногда даже документа нормального не получает. То формуляр не тот, то формат не такой.

Хотя при чем тут измученная мамочка? И пока семьи не оформят кипу документов, они ни на что не имеют права.

Поправить до нормы

По словам зубровцев, многие родители после таких трудностей наотрез отказываются от госуслуг. Более того, из-за размытости формулировок в нормативных актах у местных исполнительных органов есть возможность их трактовать.

Тот же ребенок-инвалид по закону имеет право на восемь видов услуг – бытовых, психологических, педагогических, культурных, правовых, трудовых, экономических, медицинских. Но на деле перед семьей всегда встает выбор: либо соцработник от госучреждения, либо услуги от НПО.

– Соцработники, которые приносят сумки с едой, могут, конечно, поговорить душевно, но никогда не окажут профессиональную психологическую или коррекционную помощь, – высказала мнение усть-каменогорский психолог Анжелика МЕРСИЯНОВА. – Было бы здорово, если бы государство вместо того, чтобы делить услуги, сложило их.

По медицинским критериям диагноз ЗПР считается легким, связан с негрубыми нарушениями головного мозга и центральной нервной системы и при грамотной коррекции может быть полностью снят уже к школьным годам.

Фонд “ЗУБР” в поселке Новая Бухтарма в Зыряновском районе как-то провел эксперимент: в детском саду специалисты системно занимались с детьми с признаками ЗПР.

Результат великолепный! У части малышей уже через год сняли диагноз. Одну девочку, которую медики записали в бесперспективные, зубровцы просто не узнали – общительная, эмоциональная.

Ее учили танцам, рисованию, лепке. Даже спектакли с ней ставили.

Но сколько таких примеров по области?

С клеймом по жизни

– В сельских районах острая нехватка специалистов, грамотно поставленной работы нет, – отметила руководитель областной ПМПК Роза АРНХАНОВА. – У детей как была задержка, так и остается. Мы даем направления в коррекционные учреждения, но не все родители соглашаются отправить туда ребенка, и такое право у них есть.

Посещение обычного детсада или школы, по мнению психолога Анжелики Мерсияновой, проблемы не решит:

– У воспитателя 30 детей в группе, из них минимум пятеро с ЗПР, и как организовать индивидуальные занятия? Оставить остальных без присмотра? На селе вообще огромные сложности с кадрами для соцработы. Мы сами с этим сталкиваемся. Тут уж не до педагогического и медицинского образования, спасибо, если человек в запои не уходит.

Итог – грустный. По словам экспертов, медики ставят диагнозы, не обращая внимания на педагогов, педагоги выносят оценки, не вникая в заключения медиков. А страдает в итоге ребенок, который, оставшись без коррекции, в 16 лет получает инвалидность и… клеймо ЗПР на всю жизнь.

Усть-Каменогорск

Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/detyam-s-zpr-grozit-pozhiznennoe-klejjmo-nepolnocennosti-88161/

Помощь права
Добавить комментарий