Исключение в корнях кас кос

Правописание корней

Исключение в корнях кас кос

12. Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.

Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптать — втаптывать, носить — нашивать, и т. п.

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

14. Корни с чередованием о — а. Для правописания некоторых корней с чередованием ао надо заметить следующие правила:

а) В корне коскас (коснуться — касаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.

б) В корне ложлаг (предложить — предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.

в) В корне клонклан (поклонкланяться) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: наклоня́ть, наклоня́ться, склоне́ние, поклоне́ние.

г) В корне твортвар (творчество — тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: творе́ц, сотвори́ть, творе́ние.

д) В корне горгар (гореть — загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о: горе́ние, загора́ть, загоре́ться, загоре́лый.

е) Корень плавплов пишется с буквой о только в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

ж) В корне зарзор (заря — зори — зорька) без ударнния пишется только а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

з) В корне растрост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.

и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с “равный”(“одинаковый”): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с “ровный” (“гладкий”, “прямой”), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.

Далее        Назад

Источник: http://dictionary.liferus.ru/dictionary_4.htm

Как пишется «кас — кос». Указатель слов к разделу «Орфография»

Исключение в корнях кас кос

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар — гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением — а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар — зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением — а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

кас — кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан — клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением — о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп.

Без ударения пишется буква о в словах со значением 'покрывать каплями, брызгами': кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а — в словах со значением 'покрывать мелкими пятнышками, точками': краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении 'покрывать крапинами, наносить крап'), вкрапле́ние. Под ударением — только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.

: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

мак — мок — моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением 'окунать, погружать в жидкость': макать, макнуть, обмакнуть; буква о — в словах со значением 'становиться мокрым': намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр.

, мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением 'осушать чем-н. впитывающим влагу': промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч — всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср.

под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

плав — плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением — только а: пла́вать, лесоспла́в.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн — ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный 'одинаковый', напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.

), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр.

, строчки — 'сделать равными по длине'), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́.

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный 'гладкий, прямой, без неровностей', напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, — буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

разн — розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь — буква о Под ударением — а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) — рас(т) — ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) — буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение — о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст — буква а, напр.

: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.

: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

скак — скок — скач — скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением — о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр.

, ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.

: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь') и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит 'быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться').

твор — твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением — не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.

блес(к,т) — блещ — блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и — перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е — в остальных случаях, напр.

: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё: бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.

), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср.

под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

лип — леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч.

— ё: сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением — и и е, напр.

: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.

), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть).

В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Источник: http://orthographia.ru/orfograf_uk.php?oid=2612

Корни кос кас исключения

Исключение в корнях кас кос

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием.

В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и –гар-. Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы: Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца.

Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении.

Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости.

Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями.

Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться.

Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень –гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата. То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций.

Итак, получается, что столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении.

То же самое значение в словах «горевать» и «горько». Это значит, что родственными они быть никак не могут.

А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»: Слова с корнем –гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления – омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой.

Слова с корнем -гор-, -гар-: примеры

Кроме морфемы –гор-, можно привести в пример корень –кос-, омонимом его является корень с чередованием –кас-/-кос: Являясь омонимами, корни –гор- и –гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания.

Если написание корня –гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне –гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова».

Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом.

Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

Все корни с чередованием таблица корни правила примеры исключения — KAM-merch.ru

В соответствии с этим правилом слова с корнем –гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность».

Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Эти слова с корнем –гор- также проверяются ударением.

Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

В нём, в отличие от корня –гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения – «а».

Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем –гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями –зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

Корни с чередованием: правописание гласных и согласных, примеры упражнений в ЕГЭ по русскому языку онлайн (страница 2)

В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; заг а́ р, уг а́ р – загор е́ лый, угор е́ ть.

Исключения: в ы́ гарки, и́ згарь, пр и́ гарь (специальные и диалектные слова).

В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: з а́ рево, з о́ рька – зарн и́ ца, озар я́ ть. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кл а́ няться, покл о́ н – поклон и́ ться, поклон е́ ние.

В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлаг а́ ть, прилаг а́ тельное – предлож и́ ть, облож е́ ние.

Исключение: п о́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила.

Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокн у́ ть написанное.

Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пл а́ вать, плав у́ честь, поплав о́ к.

Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.

Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне).

Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень.

Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о: подскак а́ ть – подскоч и́ ть. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тв о́ рчество – твор и́ ть, твор е́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-).

В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговор и́ ть – угов а́ ривать, затр о́ нуть – затр а́ гивать, зараб о́ тать – зараб а́ тывать.

В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать.

Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др.

В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Ru ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть: 1) от суффикса, следующего за корнем; Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е.

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О.

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О. 21Корень — основа слова, несущая основную лексическую нагрузку.

Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков.

За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис, грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна.

И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение.

Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки.

Чередование гласных О—А в корне слова – Агентство

Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются.

Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Очень помогли))) Искала, но не нашла связи с админом или модератором страницы, потому напишу в отзывы. Написать перед таблицей как определять слова с чередующимися гласными в корнях.

Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне. Я искала долго правило и с трудом нашла нечто вразумительно поясняющее.

Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. В корнях -гор- -гар-, не вписано слово исключение — в Ыгарки, ударение падает на 1-й слог, но пишется во втором -гар-.

Абу-аль-Фарадж очень классный сайт) да, Мария, я с Вами согласна. В зависимых от ударения пропустили -клон-клан- , а так спасибо что помогли.

Чтобы справиться с заданием 8 из ЕГЭ по русскому языку, следует хорошо знать все корни с чередованиями. Есть множество слов с похожими корнями, которые всё же отличаются по значению и не являются чередующимися.

отличается по значению (“перекошенный, кривой, идущий наклонно”). Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к.

Имеют значение, близкое к “отдавать предпочтение чему-либо или кому-либо” (выбирать), “хватать” (берёшь, отбираешь) и т.д.

КОРНИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ, НО ПОХОЖИЕ НА ЧЕРЕДОВАНИЯ.

косой (взгляд), косить (траву) беречь (близких) огорчить, гора, подгорный терпеть (лишения), терять (ключи) мерить (одежду), измерение, примирить (врагов), усмирить пировать держать читать (книги) отварить (картофель), затворить (дверь) маковое (зерно), отмычка Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. 1) к..сой, вык..сить, пок..ситься 2) выб..рать, выт..рать, отд..рать 3) сомн..еваться, ун..верситет, д..ликатес 4) соч..тать, выч..тать, р..сток 5) пол..гать, прил..жить, вн..мать 1) КОсой, пок Оситься. Корень -кос- не является чередующимся в данном случае, т.к.

Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”. отличается по значению (“срезывать траву или злаки”).

Чередующиеся безударные гласные в корне слова конкретные

Корни с чередованием -кос-/-кас- будут иметь значения, связанные с понятием “трогать”.

Имеют значение, близкое к “водить в разные стороны по чему-нибудь; гладить, тесно касаясь поверхности”.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

Имеют значение, близкое к “рвать на части, повреждать, отрывать”.

Корни с чередованием -чет-/-чит- будут иметь значения, связанные с понятиями “совмещать”, “соединять”, “считать”.

Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”.

Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д.

Корни с чередованием правописание гласных и согласных

Имеют значение, близкое к “помещать в замкнутое пространство” или “соприкасаться с чем-либо, толкая”.

Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- будут иметь значения, близкие к понятию “увеличиваться в результате жизненного процесса, становиться больше, выше”. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин (слово ВНИМАТЕЛЬНЫЙ образовано от глагола ВНИМАТЬ; чередование: вн Ять — вн ИМать).

Корни с чередованием -лаг-/-лож- будут иметь значения, близкие к значению слова “класть” (в прямом и переносном смысле) “соотноситься с чем-то”, “быть связанным с чем-то” и т.д.

Во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”).

Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.

Будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”; также близко к “находиться под воздействием высокой температуры” и т.д.

Источник: http://nevajournal.spb.ru/pravo-korni-kos-kas-isklyucheniya.html

Внеклассный урок – Корни с чередующимися гласными (гор/гар, лаг/лож, раст/рос и др.)

Исключение в корнях кас кос

Правописание слов с чередующимися гласными в корнях нельзя проверять подбором однокоренного слова. К ним применяются другие правила.

Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-.

ПравилоПримерыИсключения
Без ударения пишется буква -о-загАр – загОратьклАняться – поклОнениетвОрениевыгАрки,изгАрь, пригАрь,утвАрь

Корни -зор-/-зар-

Под ударением пишется -о-Без ударения пишется -а-зóрька, зóренька, зóризаря, зарница, озарять

Корни -плав-/-плов-.

Корень -плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Например: поплАвок, плАвучий.

Корни –лаг-/-лож.

ПравилоПримерыИсключения
Перед -ж- пишется -о-,перед -г- пишется -а-полОжить – полАгатьприлОжение – прилАгательноеполОг,подлОг

Корни -раст- / -ращ- / -рос-.

ПравилоПримерыИсключения
Перед -ст- и -щ- пишется -а-.В противном случае пишется -о-.вырАсти – вырАщу – вырОсрОсток,РОстов, рОстовщик,РОстислав,на вырОст,отрАсль

Корни -кас- / -кос-.

ПравилоПримеры
В корне пишется -о-, если за корнем имеется звук -н-.В противном случае пишется -а-кОснуться – кАсатьсяприкОсновения – прикАсания

Корни -скак- / -скоч-.

ПравилоПримерыИсключения
Перед -к- пишется –а-, перед -ч- пишется –о-скАкать – вскОчилскачу, скачи, скачок(образованы от глагола скакать).

Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест-, -чит-/-чет-.

В корнях пишется гласная -и-, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная -е-.

С суффиксом –а- пишется –и-В остальных случаях пишем -е-Исключения
-бир(а)-собИрать-бер-собЕретсочетать,сочетание,чета
-дир(а)-обдИрать-дер-обдЕрет
-мир(а)-замИрать-мер-замЕреть
-тир(а)-обтИрать-тер-обтЕреть
-пир(а)-запИрать-пер-запЕреть
-жиг(а)-выжИгать-жег-выжЕг
-стил(а)-расстИлать-стел-расстЕлить
-блист(а)-блИстать-блест-блЕстеть
-чит(а)-вычИтать-чет-вычЕт

Корни –мок-(-моч-)/-мак-.

-мок- (-моч-)В словах со значением «(не)пропускать жидкость;менять свои качества при взаимодействии с водой»непрОмокаемыйвымОкнуть, намОчить
-мак-В словах со значением «погружать в жидкость»мАкать сухарь в чай

Корни -равн-/-ровн-.

-равн-Пишется в словах со значением «равный, наравне, одинаковый»подрАвнять ( т.е. сделать равным)урАвнение
-ровн-Пишется в словах со значением «прямой, гладкий, ровный»заровнять
Исключенияравнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-16

Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас

Исключение в корнях кас кос

Модель урока:

личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

Педагогические средства:

беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

Вид деятельности учащихся:

коллективная.

Вид урока:

урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;

  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
  • Развивающие:

    • развивать память, воображение, речь.
    • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

    Воспитательные:

    воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

  • воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.
  • Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    – Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

    Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

    Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

    Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

    Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

    МАСЛЕНИЦА

    Сегодня небо хмурит брови, Пугливый ветер бьёт в окно. Зима гуляет на просторе,

    Все позабыли про тепло.

    На дух весны царит повсюду: И в парках, и на площадях. Подобно сказочному чуду

    Несется праздник на санях.

    То “Масленица” веселится, Блинами, радуя народ. И красные от счастья лица

    Веселый кружат хоровод.

    Зима прощается. Навстречу спешит красавица – весна. Давайте вместе ее встретим,

    Забудем все про холода!

    2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

    –  Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

    В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

    Задание №1.

    ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

    З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.

    3.  Работа с текстом. (Задание №2)

    – А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

    Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

    Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

    (Запишите тему урока)

    Задание №2

    Из газетных строк:

    Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

    Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

    Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

    Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

    –  В какой части слова пропущены буквы?

    –  Что такое корень?

    –  Давайте выпишем корни из слов.

    –  ЛАГ – А

    – ЛОЖ-

    –  КАС –А

    – КОС –

    –  Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

    ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ

    ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ

    КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ

    ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ).

    – Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

    КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- – , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

    Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

    Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

    А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

    Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

    Грамматическая зарядка

    Задание

    Если в корне “а” – хлопаем в ладоши, если в корне “о” – встаем.

    • Прил…гать усилия.
    • Сл…жить вещи.
    • Отл…жить празднование.
    • Возл…гать надежды.
    • Предл…жить блины.
    • Безотл…гательное дело.
    • К…снуться чуда.
    • Радостное предпол…жение.
    • К…саться рукой.
    • Точки соприк…сновения.
    • Не к…саются влаги.
    • Расположить у костра.

    4. Выборочный диктант

    1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

    2 вариант -с буквой О в корне слова.

    1. Солнце к…снулось края степи.

    2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

    3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

    4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

    Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

    -ЛАГ-А -ЛОЖ – -КАС-А -КОС-

    (ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)

    6. – – У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

    К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

    –  МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

    7. Творческая работа.

    От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев.

    Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота.

    Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

    А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

    Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души.

    На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице.

    (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

    Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

    – Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

    Мы сегодня правила учили,Лаг- и лож- мы тоже изучали,
    Что в корнях нам – кос- и- кас- писать,Закрепляли в речи и письме
    Суффикс находили, по нему решили,Буковки вставляли,
    Букву нам какую там вставлять.Четко проверяли
    Если суффикс – а -,И тетрадь записывали все.
    То в корне тоже.Если суффикс –а-,
    Если нет ее, то -о –пиши,То в корне тоже,
    Все запомнить сможемЕсли нет его, то –о- пиши.
    И себе поможем,Все запомнить сможем
    Все запомнят это я и ты.И себе поможем,
    Все запомнят это я и ты.

    8. Рефлексия урока.

    – Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!

    Спасибо за урок.

    1.02.2010

    Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/articles/562514/

    Помощь права
    Добавить комментарий