Договор между россией и белоруссией о пенсионном обеспечении

Назначение и выплата пенсии для россиян, проживающих в Белоруссии

Договор между россией и белоруссией о пенсионном обеспечении

Каким образом в случае смены страны проживания – переезда граждан из России в Белоруссию – назначаются и выплачиваются пенсии?

В данном материале рассмотрен порядок:

  • назначения пенсии и
  • выплаты пенсии

при переезде граждан из России в Белоруссию.

Нормативно-правовая база назначения, оформления и выплаты пенсии при переезде граждан из России в Белоруссию

Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из России на постоянное место жительства в Белоруссию или вернувшихся в Россию из Белоруссии, регулируются:

  • Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года и
  • Соглашением от 15 марта 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении вышеуказанного договора.

Возможность установления и выплаты российской пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальных пенсий рассматривается в рамках Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Социальные пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства, на территории которого проживает гражданин.

Это означает, что если российский пенсионер был получателем социальной пенсии, когда проживал в России, то при переезде на постоянное место жительства в Белоруссию выплата социальной пенсии прекращается, так как перевод такого вида пенсий за пределы Российской Федерации не осуществляется.

Как получить пенсию, проживая в Белоруссии, в соответствии с договором между Россией и Белоруссией о пенсионном обеспечении

Шаг 1. Определить, входите ли Вы в круг лиц, на которых распространяется действие договора между Россией и Белоруссией

Этот договор о пенсионном обеспечении касается тех, кто одновременно отвечает двум условиям:

  • является гражданином Российской Федерации или Белоруссии, либо членом семьи гражданина, на которого распространяется законодательство России или Белоруссии, или имеет статус беженца, определенный Конвенцией ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, либо является членом семьи беженца, на которого распространяется законодательство России или Белоруссии;
  • постоянно проживает на территории России или Белоруссии.

Военнослужащие и приравненные к ним в пенсионном обеспечении лица, а также государственные гражданские служащие не относятся к кругу лиц, на которых распространяется действие договора для нашей страны.

Шаг 2. Выбрать вариант назначения пенсии

Вариант 1: по принципу пропорциональности

  • стаж до 13 марта 1992 года

В этом случае за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает страна проживания гражданина.

  • стаж после 13 марта 1992 года

За периоды после 13 марта 1992 года каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории (Россия назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации, а Белоруссия – за стаж, приобретенный в Белоруссии).

ПРИМЕР: Гражданин имеет российское гражданство и проживает в Белоруссии

Гражданин имеет российское гражданство и проживает в БелоруссииРоссийский стаж – 5 летДля приобретения права на пенсию по российскому законодательству в 2017 году, помимо прочих условий, необходимо 8 лет стажа, поэтому применяется суммирование стажа
Белорусский стаж –10 лет 

В некоторых случаях стаж не суммируется:

  • стаж не достигает года и не дает права на пенсию по национальному законодательству;
  • периоды стажа в России и Белоруссии совпадают по времени их приобретения.

Вариант 2: по законодательству страны, гражданином которой пенсионер является

По желанию и на основании заявления гражданина может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству страны, гражданином которой он является, без применения положений настоящего договора.

Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. В этом случае страховая пенсия гражданину РФ назначается по российскому законодательству, а гражданину Белоруссии – по белорусскому законодательству независимо от места проживания на территории России или Белоруссии. При этом учитывается стаж, выработанный на территории обеих стран.

В этом случае, если пенсионер – россиянин, то при назначении страховой пенсии по российскому законодательству он не сможет претендовать на пенсионные отчисления Белоруссии, если они есть.

Условия назначения страховой пенсии по российскому законодательству:

  • достижение определенного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) или возраста, необходимого для назначения досрочной пенсии;
  • наличие минимального страхового стажа: в 2017 году – 8 лет с последующим ежегодным увеличением до 15 лет в 2024 году;
  • наличие минимальной суммы пенсионных баллов: в 2017 году – 11.4 балла с последующим ежегодным увеличением до 30 баллов в 2025 году.

Вариант для получателей пенсии

При переезде из одной страны в другую пенсионера, у которого есть стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из стран (в том числе в период СССР), по желанию гражданина выплату пенсии может продолжить страна, назначившая пенсию.

При этом нормы договора не применяются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Шаг 3. Обратиться за назначением пенсии

Заявление о назначении пенсии подается в соответствующий орган страны проживания и считается одновременно поданным в компетентный орган другой страны.

Граждане, проживающие на территории Белоруссии, подают заявление в Комитет по труду, занятости и социальной защиты Белоруссии. Граждане, проживающие в России, – в Пенсионный фонд РФ по месту жительства.

К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для назначения пенсии:

  • вид на жительство,
  • документы, подтверждающие наличие страхового (трудового) стажа (трудовая книжка, справки о работе и т.д.),
  • справка о заработке.

Дополнительные документы, необходимые для назначения пенсии, определяются в каждом конкретном случае индивидуально:

  • свидетельство о браке,
  • свидетельства о рождении детей и др.

Примерный перечень документов размещен на сайте  Пенсионного фонда РФ  в разделе Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей». http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/pens_zagran/

Шаг 4. Начать получать пенсию

Перевод сумм назначенных российских пенсий в Белоруссии осуществляется ежеквартально во втором месяце каждого квартала на банковский счет компетентного органа Республики Беларусь.

Выплата пенсий российским пенсионерам осуществляется в национальной валюте Белоруссии, по курсу валют, официально опубликованному Центральным банком Российской Федерации и действующему на день составления платежной ведомости.

Пенсионный фонд России, составляя ведомость на выплату пенсий, указывает в ней сумму начисленной пенсии конкретному получателю за квартал в российских рублях и сумму пенсии к выплате в белорусских рублях.

Информация о курсе валют указывается в платежной ведомости.

При этом деньги из России сразу пересылаются в белорусских рублях.

Для справки. Многоканальный справочный телефон клиентской службы Департамента Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей: + 7 495 987 80 30

НАЗНАЧЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ВЫПЛАТА И ДОСТАВКА ПЕНСИИ

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/planirovanie-pensii/naznachenie-oformlenie-vyplata-i-dostavka-pensii/1197-naznachenie-i-vyplata-pensii-dlya-rossiyan-prozhivayushchikh-v-belorussii

Порядок назначения пенсии в соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 24 января 2006 года о сотрудничестве в области социального обеспечения

Договор между россией и белоруссией о пенсионном обеспечении

В современных условиях увеличивается межгосударственная миграция населения, в том числе и пенсионеров. В целях обеспечения социальных прав граждан Республика Беларусь развивает сотрудничество в области пенсионного (социального) обеспечения с другими государствами путем заключения международных договоров и соглашений.

29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Договор), который регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.

Назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет после вступления в силу Договора для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется с учетом норм Договора и Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – административное соглашение).

Договором предусмотрены следующие варианты пенсионирования граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации:

  • каждое из государств назначает и исчисляет пенсию с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 г. на его территории. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией (пункт 1 статьи 23 Договора – «принцип пропорциональности»);
  • пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству государства, гражданином которого является лицо, обратившееся за назначением пенсии, без применения положений Договора (пункт 2 статьи 23 Договора – «принцип гражданства»);
  • выплата пенсии в случае переезда пенсионера с территории одного государства на территорию другого продолжается государством, назначившим пенсию до переезда, без применения норм Договора, если пенсионер имеет страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее  20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории этого государства (в том числе в период СССР), при этом исчисление указанного стажа осуществляется в календарном порядке (пункт 3 статьи 24 Договора).

Один из указанных вариантов выбирается гражданином самостоятельно и указывается в заявлении. Варианты пенсионирования по пункту 2 статьи 23 Договора и пункту 3 статьи 24 Договора являются окончательными и пересмотру не подлежат, в том числе и в случае перевода пенсионера на другой вид пенсии.

По желанию гражданина (на основании его заявления) до принятия окончательного решения может быть произведен предварительный расчет пенсии по пунктам 1 и (или) 2 статьи 23 Договора.

В случае изменения пенсионером, получающим пенсию по пункту 2 статьи 23 Договора, гражданства оснований для продолжения получения пенсии по законодательству государства, гражданство которого утрачено, не имеется.

В таком случае у пенсионера вновь появляется право выбора получения пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора или по пункту 2 статьи 23 Договора (по законодательству государства, гражданство которого приобретено).

При назначении пенсии (в том числе при исчислении общего и специального стажа) каждое государство применяет свое законодательство.

При определении права на пенсию (статья 11 Договора) может осуществляться суммирование стажа, накопленного на территориях обеих государств, если он не совпадает по времени.

Для этого из территориального подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по последнему месту жительства (работы) в России запрашивается справка о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к административному соглашению (запрашивается органами по труду, занятости и социальной защите).

При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации – досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством государств на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

В Республике Беларусь пенсия исчисляется исходя из фактического заработка в Республике Беларусь (бывшего СССР) до 01.01.

1992 и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, из которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.        

Справочно: В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за  последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения  Республики Беларусь), в 2017 году – за последние 23 года работы, в 2018 году – за последние 24 года работы и т.д.

Назначение в Республике Беларусь пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора (вариант 1) гражданину, проживающему в Беларуси, производится в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (на территории бывшего СССР), продолжительностью не менее одного года.

Для исчисления размера пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора учитывается стаж: приобретенный на территории Республики Беларусь (БССР); по 12 марта 1992 г. – на территории государств,  ранее входивших в состав СССР (за исключением Латвии), в том числе РСФСР.

Если у лица, проживающего на территории Республики Беларусь, имеется стаж работы после 12.03.1992, выработанный на территории Российской Федерации, то вопрос о назначении ему пенсии за такой стаж рассматривается Российской Стороной.

Для этого управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, назначившее этому лицу «белорусскую» пенсию, формирует комплект соответствующих документов и отправляет его в Пенсионный Фонд Российской Федерации (119991, г. Москва, ул.

Шаболовка, 4, ГСП-1).   

Назначение в Республике Беларусь пенсии по пункту 2 статьи 23 Договора (вариант 2) гражданину Республики Беларусь производится в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» и нормативными правовыми актами, принятыми в целях его реализации, а также положениями международных соглашений (договоров) Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения.

Источник: http://www.maiak.by/news/society/poryadok-naznacheniya-pensii-v-sootvetstvii-s-dogovorom-mezhdu-respublikoy-belarus-i-rossiyskoy-federaciey-ot-24-yanvarya-2006-goda-o-sotrudnichestve-v-oblasti-socialnogo-obespecheniya.html

Назначение пенсии в России: как учитывается работа в странах ближнего зарубежья, международные соглашения, особенности

Договор между россией и белоруссией о пенсионном обеспечении

Как известно, до 1992 года существовал СССР, однако после распада бывшие Советские республики стали носить название «Ближнее зарубежье». В связи с этим у многих возникает вопрос, как учитывается работа в этих странах при назначении пенсии, ведь и до сих пор многие люди предпенсионного возраста продолжают там трудовую деятельность.

Чтобы детально разобраться в вопросе, необходимо знать, какие страны входят в Ближнее зарубежье:

  • Литва, Латвия, Эстония;
  • Азербайджан, Украина, Беларусь;
  • Казахстан, Грузия;
  • Армения, Молдова;
  • Узбекистан, Туркменистан;
  • Таджикистан, Кыргызстан.

До распада Советского Союза никто не предавал значения тому, как будет рассчитываться пенсия, если пенсионер не трудится на территории России, однако после образования Российской Федерации как государства-продолжателя СССР для многих этот вопрос стал более чем актуальным.

Сейчас по закону назначение пенсии осуществляется только гражданам, которые на протяжении трудовой деятельности осуществляли страховые выплаты в ПФР и работающим на территории РФ, однако есть и исключения:

  • Если возможность трудоустройства российских граждан за границей предусмотрена международным договором;
  • Если за время работы за границей за гражданина производились пенсионные взносы в ПФР: эти периоды будут включены в страховой стаж.

Таким образом, главным условием для назначения пенсии является наличие страховых перечислений, которые работодатели ежемесячно делают за своих сотрудников. Также трудовые пенсии начисляются при соответствии следующим критериям:

  • Выслуга лет (характерно для военных и государственных гражданских служащих);
  • По инвалидности, если она была получена в результате трудовой деятельности;
  • По старости: для мужчин – 60, для женщин – 55 лет.

Чаще всего споры вызывают ситуации, когда гражданин несколько лет отработал в Ближнем зарубежье, и после распада СССР продолжил там свою трудовую деятельность. При достижении пенсионного возраста или иных обстоятельств ему должна быть назначена пенсия, если это предусмотрено Международным договором.

Какие Международные договоры актуальны на 2017 год:

  • Соглашение о гарантиях пенсионного обеспечения, заключенное в 1992 году между Россией, Арменией, Казахстаном, Белоруссией, Украиной, Туркменией, Узбекистаном, Киргизией.
  • Соглашения с Грузией и Молдовой, подписанные в 1995 году;
  • Соглашение с Литвой.

До 2007 года не было соглашений между РФ и некоторыми другими странами Ближнего зарубежья. Например, договор с Эстонией был ратифицирован в 2007 году, а в 2011 – с Латвией.

Какие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения действуют в 2017 году: подробности

На данный момент в России действуют 15 Международных соглашений, заключенных с 19 странами, и все они основаны на принципе территориальности. Также до сих пор актуальны договоры, оформленные еще в период существования СССР:

  • О соцобеспечении, оформленный в 1960 году между СССР и румынской Народной Республикой;
  • Договор от 1981 года, заключенный с Монголией;
  • Соглашение по вопросам пенсий граждан, выехавших на ПМЖ в Республику Словакия;
  • Соглашение между СССР и Чехословацкой, составленное в 1959 году.

Если гражданин, претендующий на получение пенсии, проживает на территории страны бывшего СССР, то все вопросы регулируются следующими соглашениями:

  • О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ, оформленное между Россией и Беларусью, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Украиной, Таджикистаном, Туркменистаном.
  • Договором между Молдовой и РФ от 1995 года.
  • Соглашением между РФ и Грузией от 1997 года.
  • Договором между Правительствами Литовской Республики и РФ.

Согласно нормам вышеперечисленных соглашений, обязанность по обеспечению граждан пенсиями возлагается на страны, на территории которых они проживают на момент достижения соответствующего возраста. При процедуре назначения пособия по старости должен учитываться стаж работы в другом государстве, подписавшем Международный договор.

Если гражданин уже во время получения пенсии переезжает на постоянное место жительства в страну, с которой у РФ заключен договор, пенсия может и дальше перечисляться по прежнему адресу проживания, если соответствующий вид выплат не предусмотрен другим государством или лицо не соответствует законодательным критериям. Например, в некоторых государствах пенсионный возраст выше, чем в России, и тогда гражданин будет получать пособие только при достижении определенного количества лет. Исключением является Монголия, Словакия, Румыния и Венгрия: при переезде в эти страны пенсия по прежнему адресу проживания начисляться не будет.

Помимо вышеперечисленных соглашений, у РФ есть и другие Международные договоры о социальном обеспечении граждан, заключенные с государствами, не входившими в состав бывшего СССР:

  • С Испанией, оформленный в 1994 году. Он основан на принципе пропорциональности;
  • С Белоруссией. Построен на принципах территориальности и пропорциональности: учитывается не только страна, в которой будут производиться выплаты, но и равномерное распределение пенсионных средств;

Согласно договору с Беларусью, оформление пенсий может производиться любым из следующих образов:

  • Стаж, полученный до 13 марта 1992 года, учитывается страной проживания. Периоды работы после указанной даты берутся в расчет уже договаривающейся стороной;
  • Гражданин может ходатайствовать о применении законодательных норм договаривающейся страны, при этом решение обжалованию не подлежит;
  • Если после переезда в другую страну гражданин утрачивает право на пенсию на ее территории, страна, где он проживал ранее, продолжает выплачивать пособие по прежнему месту жительства;
  • При переезде из одной страны в другую и наличии стажа 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) выплату пенсий может далее производить сторона, где они были изначально назначены. Нормы договора в данном случае применены не будут, а обжалование решения не представляется возможным.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений по пенсионному обеспечению

Ранее существовало понятие «трудовой стаж», которое несколько лет назад было изменено на «страховой стаж». При исчислении последнего учитываются только периоды, в которые были произведены страховые начисления. В данном случае стаж работы до 31 января 1991 года входит в общий трудовой, а после указанной даты – в страховой стажи, если в ПФР были произведены страховые взносы.

В 2007 году был утвержден договор с Эстонией, в соответствии с которым граждане, находящиеся на территории РФ и оформляющие пенсию, должны предоставить справку для подтверждения и учета «эстонского» стажа работы. Все периоды трудовой деятельности после 1999 года в Эстонии также отражаются в данном документе, если в это время осуществлялись пенсионные перечисления работодателем.

Ратификация договора с Латвией была осуществлена позднее, в 2011 году. Согласно данному документу, при назначении пенсии учитывается выработанный стаж на территории одной из сторон, при этом будут использоваться законодательные нормы этой же страны.

Перед обращением в Пенсионный фонд для оформления пенсии гражданам, работавшим в странах Ближнего Зарубежья, необходимо собрать такой пакет документов:

  • Паспорт. В нем должна быть отметка о регистрации на территории России, при этом регистрационный учет в другом государстве нужно отменить;
  • Паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту фактического проживания до 6 февраля 1992 года;
  • Лицам без гражданства или иностранным гражданам – вид на жительство.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не будет соблюдено, Пенсионный фонд или иной орган имеют право отказать в учете стажа работы за границей. Исключением является паспорт гражданина СССР: необходимость его предоставления зависит от возраста обратившегося гражданина.

Таким образом, возможность и нюансы оформления пенсии на территории РФ или странах Ближнего Зарубежья зависит от условий Международных договоров, заключенных между государствами. Если такого документа нет, и гражданин не является гражданином РФ, будут применяться нормы законодательства той страны, на территории которой гражданин планирует получение пособия по старости.

Источник: https://vse-o-trude.ru/naznachenie-pensii-v-rossii-kak-uchityvaetsya-rabota-v-stranax-blizhnego-zarubezhya-mezhdunarodnye-soglasheniya-osobennosti/

Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров)

Договор между россией и белоруссией о пенсионном обеспечении

В настоящее время у Российской Федерации действует 20 международных соглашений с 24 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

СтранаНазваниеДата подписания
Чехословацкая РеспубликаСоглашение о социальном обеспечении2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)
Румынская Народная РеспубликаСоглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения24 декабря 1960 года
Венгерская Народная РеспубликаСоглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения20 декабря 1962 года
Монгольская Народная РеспубликаСоглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения6 апреля 1981 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе территориальности

СтранаНазваниеДата подписанияОсобенности
Армения,Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и УкраинаСоглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения13 марта 1992 годаПенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны. При переселении с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата назначенной пенсии может быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права.
МолдавияСоглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения10 февраля 1995 года
КазахстанСоглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан27 апреля 1996 года
ГрузияСоглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения16 мая 1997 года
ЛитваСоглашение о пенсионном обеспечении29 июня 1999 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе пропорциональности

СтранаНазваниеДата подписанияОсобенности
УкраинаВременное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения15 января 1993 годаГраждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии гражданам, проживающим на территории Украины, производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.
ИспанияДоговор о социальном обеспечении11 апреля 1994 годаПредусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.В отношениях с Белоруссией и Латвией  – с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР (за указанный стаж пенсия назначается государством проживания).
БелоруссияДоговор о сотрудничестве в области социального обеспечения24 января 2006 года
ЛатвияДоговор о сотрудничестве в области социального обеспечения18 декабря 2007 года
БолгарияДоговор о социальном обеспечении27 февраля 2009 года
ЭстонияДоговор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения14 июля 2011 года
ИзраильДоговор в области социального обеспечения6 июня 2016 года
Республика СербияДоговор в области социального обеспечения19 декабря 2017 года
ЧехияДоговор о социальном обеспечении8 декабря 2011 года

Источник: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/pens_zagran/~533

Россия начнет экспортировать пенсии за рубеж :: Экономика :: РБК

Договор между россией и белоруссией о пенсионном обеспечении

Россия будет платить пенсии трудовым мигрантам из стран ЕАЭС — это предусматривает соглашение о пенсионном обеспечении в союзе, которое готовится к подписанию. Сейчас мигранты делают отчисления в ПФР, но пенсий не получают

Michele Limina / Bloomberg

Соглашение о пенсионном обеспечении между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предполагает, что страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в Пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и по его возвращении на родину.

Проект соглашения был размещен Евразийской экономической комиссией еще в марте, а в середине мая Минтруд России направил на рассмотрение Экспертного совета при правительстве соответствующий пакет документов, попросив согласовать их «в возможно короткий срок», следует из письма Минтруда, копия которого есть у РБК.

В пресс-службе Минтруда сообщили РБК, что соглашение вступит в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами — членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. «Планируется, что соглашение будет подписано осенью и ратифицировано всеми государствами — членами ЕАЭС до конца года», — ответили в Минтруде. В ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Как пенсии мигрантам в ЕАЭС платятся сегодня

Сейчас на территории бывшего Советского Союза действует Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 1992 года. Его участниками являются нынешние члены ЕАЭС.

Согласно этому договору пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства.

Это «делает практически невозможной задачей реализацию пенсионных прав трудящихся в полном объеме, который сформирован ими за годы работы на территориях нескольких государств-членов», говорится в пояснительной записке к проекту соглашения (есть у РБК).

При этом сейчас в ЕАЭС разный размер пенсионных взносов с зарплат. Например, в России — 22%, в Белоруссии — 29%, в Казахстане — 10%, в Армении — 10%, в Киргизии нет фиксированной ставки.

Как будут платиться пенсии после ратификации соглашения

Основной принцип — пенсия будет следовать за пенсионером. Стаж, приобретенный на территории разных государств-членов, будет суммироваться. Пенсия, в итоге назначенная в одном из государств-членов, будет «экспортироваться» в случае переезда пенсионера в другую страну ЕАЭС.

Если мигрант, например, из Казахстана по достижении пенсионного возраста получил право на страховую пенсию по старости в России, то даже при возвращении в Казахстан пенсию ему продолжит выплачивать Россия. Если российский гражданин получил право на пенсию по старости, а затем переехал, например, в Армению, пенсию ему также будет платить Россия.

Но соглашение не будет распространяться задним числом на периоды трудовой деятельности до его вступления в силу.

Это значит, что первое назначение пенсии по старости гражданину, переехавшему из одной страны ЕАЭС в другую, будет возможно не ранее 2020 года.

При этом продолжительность российского стажа, за который будет производиться экспорт пенсии, составит не более одного года в 2020 году, двух лет — в 2021 году и т.д.

Это не касается отношений России и Белоруссии в пенсионной сфере, где уже действует соглашение об экспорте пенсии с 2006 года.

Согласно письму Минтруда, в 2020–2021 годах (расчет был проведен на текущую бюджетную трехлетку) дополнительные расходы Пенсионного фонда России на выплаты пенсий по новому договору составят в общей сложности 166 млн руб.

Эта цифра складывается из: пенсий гражданам Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии (в том числе тем, кто продолжает проживать на территории России после назначения пенсии) на общую сумму около 75 млн руб.

; пенсий пожилым россиянам, которые после назначения пенсии переедут жить в другие страны ЕАЭС, на общую сумму около 91 млн руб.

Суммы невелики, поскольку формируются на основе отчислений, которые произведут мигранты после ратификации соглашения между странами ЕАЭС. Однако постепенно выплаты будут расти, так как отчисления в ПФР, полученные после подписания соглашения, будут накапливаться.

Владислав Шатило / РБК

Куда идут пенсионные взносы за мигрантов сейчас

Согласно российскому законодательству работодатель делает отчисления в ПФР за иностранных работников, однако сегодня они не могут претендовать на пенсионные выплаты. При этом компании освобождены от пенсионных взносов за высококвалифицированных иностранных сотрудников, временно пребывающих в России.

«Мигранты и их работодатели делают огромное количество отчислений в различные бюджеты: например, в 2016 году поступления в бюджет Москвы от НДФЛ, уплаченного иностранными работниками, больше чем в два раза превысили поступления от нефтегазового сектора, — рассказывает директор Центра помощи мигрантам Батыржон Шерматов. — Работодатели обязаны делать отчисления и в Пенсионный фонд за работников на тот случай, если они оформят гражданство. Но это происходит редко, и я не знаю ни одного случая, когда мигрант мог бы претендовать на свои отчисления».

Согласно исследованию ВШЭ, в 2017 году средняя зарплата трудовых мигрантов в России составила 30,1 тыс. руб. Даже если предположить, что зарплаты мигрантов в 2018 году выросли в два раза меньше, чем в среднем по стране (то есть на 5,4%), то в 2018 году их средняя зарплата составила 31,7 тыс. руб.

На конец 2018 года, по данным МВД, в России работали (по действующему разрешению на работу или патенту) 1,76 млн иностранных граждан.

При этом в статистике вовсе не представлены граждане из Армении, Казахстана и Киргизии (как раз страны ЕАЭС), которые имеют право вести трудовую деятельность в России без разрешительных документов.

По данным «Демоскопа», в общей численности иностранных граждан, имеющих разрешение на работу, доля высококвалифицированных специалистов к концу 2018 года возросла до 50% (их можно исключить из расчета численности тех, за кого уплачиваются взносы на пенсионное страхование).

Таким образом, за год перечисления за мигрантов в ПФР ориентировочно могли составить не менее 74 млрд руб. (исходя из средней месячной зарплаты 31,7 тыс. руб. и ставки взносов в ПФР 22%).

РБК направил запрос в Пенсионный фонд России с целью узнать, как именно ПФР распоряжается поступлениями с зарплат трудовых мигрантов, но ПФР воздержался от комментариев. Батыржон Шерматов полагает, что эти деньги идут на выплаты текущих пенсий.

Порядок обращения за пенсией еще будет определен отдельным документом — Порядком применения соглашения. Согласно механизму «экспорта пенсий» выплаты будут переводиться сначала Пенсионному фонду той страны, где проживает пенсионер, а уже затем — на счет конкретного лица.

«Определить, какую сумму мигрант получит в итоге на родине, — невозможно, — считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. — Это будет решать сторона, где он зарегистрирован. Более того, мы не знаем, как это сложится с учетом курса валют и как пенсионные фонды будут распределять эту сумму».

«Уже после подписания договора могут возникнуть вопросы, ведь механизм распределения накоплений пока не до конца понятен, — согласен руководитель Профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов. — Конечно, мигрантам, отработавшим в России, было бы предпочтительнее, чтобы выплаты осуществлялись в том объеме, который предусматривает российское законодательство».

Согласно отчету Евразийской экономической комиссии, опубликованному в октябре 2018 года, в России из всех стран ЕАЭС самое большое количество рабочих мигрантов, однако только 0,01% — выходцы из других стран ЕАЭС.

Основной состав приезжих в Россию — из других стран СНГ, например из Узбекистана, Таджикистана. Уровень зарплат в России выше, чем где-либо в ЕАЭС.

Согласно докладу «Социально-демографические индикаторы», который ЕЭК опубликовала в марте этого года, средняя заработная плата составляет:

  • в России — $695;
  • в Казахстане — $471;
  • в Белоруссии — $470;
  • в Армении — $358;
  • в Киргизии — $236.

Это чревато ситуацией, когда россияне, заработавшие трудовой стаж в других странах ЕАЭС, будут получать пенсию значительно ниже той, что могли бы заработать в России.

Александр Сафонов полагает, что в таком случае — если пенсионер будет жить в России — государство будет индексировать выплаты до уровня прожиточного минимума, как это обстоит сейчас с теми пенсионерами, у которых сформировалась низкая пенсия.

Россия подписала с некоторыми странами двусторонние договоры о передаче пенсий.

Например, граждане России и Болгарии при переезде в Болгарию и имея трудовой стаж на территории России, могут получать российскую пенсию — ПФР переводит ее на счет Национального страхового института в Болгарии, а уже болгарские власти делают выплаты. Точно так же делает выплаты и Болгария при переезде граждан в Россию.

Александр Сафонов отмечает, что подписание пенсионного соглашения ЕАЭС — часть интеграционных процессов, которые идут по всему миру и продиктованы 102-й конвенцией Международной организации труда, которую Россия ратифицировала в прошлом году, основное ее значение в том, чтобы пенсия человека была не менее 40% от его прежнего заработка. «Это механизм защиты не только граждан страны, но и мигрантов в том числе в системе социального обеспечения, — объясняет Сафонов. — Это первый подход, попытка отрегулировать сложные вопросы. Но потом возникнет масса кейсов, и в зависимости от их распространенности нужно будет принимать решения».

Авторы: Ксения Назарова, Иван Ткачёв, Юлия Старостина

Источник: https://www.rbc.ru/economics/11/06/2019/5cfe5a799a79477595b2990a

Помощь права
Добавить комментарий